Логотип

«БАЖБЕУК-МЕЛИКЯНЫ. ДВА ПОКОЛЕНИЯ»

ЕСТЬ МНОГО ДИНАСТИЙ ХУДОЖНИКОВ, ОДНАКО ТАКОЙ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА, такой масштаб дарования, как у членов этой семьи, большая редкость. Каждый — яркая индивидуальность, каждый самобытен и ни на кого не похож в своем творчестве. В этом легко было убедиться как в залах выставки, так и сегодня, листая страницы только что вышедшего альбома «Бажбеук-Меликяны. Два поколения». Альбом планировалось выпустить к открытию выставки, но по техническим причинам он вышел в свет только сейчас. В его презентации, проходившей в Национальной галерее, приняли участие художники и деятели культуры Армении, дочь Зулейка Александровна и внучка (дочь Лавинии) Мариам Суханова-Фукара, достойно продолжившая художественные традиции семьи.

Основу альбома, как и выставки, составили картины Александра Бажбеук-Меликяна, одного из самых ярких и своеобразных представителей тифлисской школы художников. Вошли в альбом и по 10 произведений каждого из его детей. И хотя это только незначительная часть из числа работ, представленных в экспозиции выставки, они отобраны так тщательно, что сложились в удивительный калейдоскоп образов, наиболее точно отражающих творчество каждого из Бажбеуков.

 Александр Бажбеук-Меликян — легенда в художественной среде Тбилиси. Тонкий колорист на всех этапах своего творчества, он был камертоном для живописцев – современников из-за своего абсолютного слуха к цвету и форме. Грациозный мир его образов, замечательная живопись с характерным для нее драгоценным разнообразием и сверканием красок на холсте оказали большое влияние на следующие поколения грузинских и армянских художников и оставили заметный след в истории живописи. Его вклад в армянское и грузинское изобразительное искусство огромен. «Новатор и в расширении тематики, и в принципах построения композиции, и в цветовых решениях, он создал галерею глубоко самобытных, легко узнаваемых «бажбеуковских» образов. После художественной династии Овнатанянов именно благодаря ему тифлисская школа армянской живописи обрела новое дыхание».

 Выставка 'Бажбеук-Меликяны. Два поколения'ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТАЛАНТ АЛЕКСАНДРА БАЖБЕУК-МЕЛИКЯНА ПЕРЕДАЛСЯ ВСЕМ ЕГО ДЕТЯМ. Народный художник Армении, действительный член Российской академии художеств, Лавиния Александровна унаследовала его силу и энергию. Она обожала свою родину с ее суровым пейзажем, любила писать деревенских жителей, портреты друзей. Люди на ее портретах полны жизни и вдохновения, ее образы далеки от стилизованной недосказанности, они абсолютно реальны. Большой вклад внесла Лавиния и в развитие жанра натюрморта в армянской живописи. «Преподнося вещи как жемчужины, она делала свой натюрморт одой красоты», — говорили о ней. Крепко держа кисть в руке, она оставила нам много запоминающихся натюрмортов, портретов, композиций.

Современное национальное искусство было бы неполным и без работ Вазгена Александровича. Его произведения – это творения человека тонкой души, стремящегося зафиксировать свои библейские ощущения всеми возможными средствами. Он никогда не делал набросков, эскизов, все его работы – плод импровизации, но питали ее многолетние раздумья, бесконечные поиски. Основатель техники коллажа в армянском изобразительном искусстве, он использовал в своих произведениях обычные и простые предметы (ржавые гвозди, ковровые лоскуты, дерево, керамические осколки), создавая из них саму жизнь, трагичную, неясную, непонятную. Личность архисложная, художник-философ, он унаследовал от отца беззаветную преданность искусству.

  Выставка 'Бажбеук-Меликяны. Два поколения'Совершенно иной изобразительный стиль у Зулейки. Она мастер со своим мироощущением, со своей системой выразительности. Картины Зулейки сложны, многослойны, в них всегда присутствует нечто внутреннее, скрытное, очень личное. Она пишет их мельчайшими точечными мазками, и это создает разноплановые оптические иллюзии, вызывающие музыкальные ассоциации. Темы многих композиций Зулейки – это сказочно романтические истории любви, красоты. Выразительный язык ее полотен тонок, лиричен, в них слышна светлая мелодия музыки, та, что звучит в ней самой. Не случайно Зулейку часто называют «музыкантом с кистью в руке». Отец, который относился безразлично к собственной славе, сторонился журналистов, очень гордился успехами дочери, хотя продолжал оставаться строгим критиком каждой ее картины. За стилизованную «Баню» он раскритиковал дочь, как она сама рассказывает, в пух и прах, а когда узнал, что после разноса она уничтожила картину, разбушевался еще больше. «Даже, если сам Бог спустится и станет критиковать твои работы, надо держаться крепко». Урок этот Зулейка Александровна запомнила на всю жизнь.

 АЛЬБОМ БЫЛ ИЗДАН ПО РЕШЕНИЮ НАУЧНОГО СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГАЛЕРЕИ АРМЕНИИ. Составитель — Маргарита Хачатрян. Тексты, авторами которых являются Нелли Хачатрян-Паладян и Маргарита Хачатрян, даны на трех языках: армянском, английском и русском. Оформление Арсена Торосяна. Открывая презентацию, которая прошла в зале фресок Национальной галереи Армении, ее директор Арман Цатурян особо отметил концепцию альбома, как и всей выставки, позволившей людям XXI века по-новому взглянуть на искусство большого художника. «Я считаю, и это не только мое мнение, что выставка и альбом состоялись благодаря правильной концепции. Нам удалось показать духовную и творческую связь между двумя поколениями семьи живописцев, где каждый — яркая индивидуальность, этапы развития художественных традиций их искусства, трансформацию творческого восприятия и мышления от классического искусства к концептуальному. Особая наша благодарность Зулейке Александровне и Мариам Сухановой-Фукара, которые приняли деятельное участие в организации выставки. Зулейка Александровна преподнесла в дар Национальной галерее свою картину, за что мы ей глубоко признательны».

Выпуск альбома стал настоящим подарком всем почитателям творчества семьи Бажбеук-Меликян.