Логотип

МОИ ПЕРНАТЫЕ ПОДРУЖКИ

А вы говорили, что лето не придет… Как это — не придет? Понятно, что зима нас всех доконала, заморозила и весна продлилась много дольше обычной. Хорошо хоть град особо не свирепствовал, и сады наши относительно не пострадали, наливаются урожаем на радость всем нам. 

ПОТОМУ ЧТО ГРЯДЕТ СЕЗОННАЯ СМЕНА КАРАУЛА. Причем в точном соответствии с календарем и присказкой советских времен: «Прошла весна, настало лето. Спасибо партии за это». Сегодня можно в демократическом порыве сказать «партиям».

Ну а раз лето пришло, я начинаю свой сезон прогулок и путешествий, окунаюсь в природу. Начинаю с Еревана, за пределами Араратской долины еще холодновато. Брожу по паркам, радуюсь деревьям и присматриваю за птицами, своими любимыми подружками. Смотрю, кто и как перезимовал, а кто вернулся из зарубежных гастролей на родину…

Кукушка в столице?

Под утро в окно дома в 9-м Норкском массиве стучится трель синего каменного дрозда, за стеклом мелькают стрижи, мои старые знакомые. Пора и мне вставать.

ЗАХОЖУ В СКВЕР У ПРЕФЕКТУРЫ НОР НОРКА. Деревья уже к концу мая постепенно приоделись в зеленый наряд, и птицам от этого повеселее, тем более что насекомых тоже прибавилось. Гляжу вверх и вдруг замечаю кукушку. Что она тут в городе делает вдали от любимых просторов? Кукушка, завидев меня, отлетает. Она вообще осторожное существо. А я хочу поймать гостью в кадр. Наконец, удается.

По оперению трудно отличить самца от самки. Но про то, что кукушки откладывают яйца в чужие гнезда, достоверно известно всем. Так что владельцам «недвижимости» надо быть начеку. Все. Сделал пару кадров и теперь уже, не таясь, подхожу ближе, чтобы спугнуть, Чтобы отлетела подальше, не приглядывалась к гнездам постоянных «щебетантов» сквера префектуры. Пусть попытает счастья в другом месте.

 МайнаМайна, но другая

«Майна», «Вира — кричат, вернее, кричали когда-то грузчики в портах, обозначая свои действия. Я рассказываю про другую майну — есть такая птица.

ОПЕРЕНИЕ У НЕЕ ТЕМНО-БУРОЕ, ГОЛОВКА И ХВОСТ ЧЕРНЫЕ, НА КРЫЛЬЯХ БЕЛЫЕ ПОЛОСКИ. Издалека можно за дрозда принять. Я поначалу так и подумал, увидев птицу, сидящую на трубе неподалеку от двора одноэтажного дома. Она по-хозяйски приглядывалась ко мне, ничуть не опасаясь. Совсем как домашняя.

Я постучал в ворота, подумав, может, хозяева разыскивают беглянку. Хозяин дома, поблагодарив за внимание, объяснил, что птица эта действительно их любимица. Целый день на свободе. Но улетать никуда не собирается. Привыкла к людям. Да еще… говорить научилась.

Хозяин дома, армянин из Ирана, объяснил, что птицу они привезли из Ирана. Знает иранские слова, армянские («Здравствуй», «Как живешь?»), подражает щебетанию многих птиц. А знакомых людей совсем не боится. То на плечо сядет, то на голову.

Зовут майну Шаэном. Хозяин хочет привезти из Ирана еще одну. Желательно другого пола. Вдвоем все-таки интереснее.

 СойкаЕще одна «сотрудница» префектуры

В Ботаническом саду или на Монументе сойки попадались мне часто. Но чтобы в сквере префектуры, где полно машин и постоянный людской поток… Впрочем, после кукушки я уже особо не удивился, увидев на ветвях, довольно низко, сойку.

ЭТО БЫЛО В КОНЦЕ МАЯ, В ПОРУ, КОГДА ПЕРНАТЫМ УЖЕ пора подумывать о потомстве. Но эта, видимо, еще не определилась и пока все прихорашивалась, чистила перышки, перескакивая с ветки на ветку. Сойка вовсе не пугалась, глядя, как я делаю кадры. Может быть, догадывалась, что через фоторекламу на страницах газеты личная жизнь у нее сложится удачнее.

Если серьезно, я обратил внимание на то, что в последние годы, по крайней мере в городе, птицы стали менее пугливыми. Выходит, мы с вами чуточку поумнели и меньше их беспокоим. Хорошо, если это так.

Сурен АЙРАПЕТЯН