Логотип

ПЕРЕКВАЛИФИКАЦИЯ

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: НАЛИЧИЕ В АРМЕНИИ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ рабочей силы всегда являлось фактом, не требующим доказательств. Но сегодня, пожалуй, правильнее называть рабочую силу в Армении не квалифицированной, а переквалифицированной. Потому как десятки тысяч граждан страны уже давно не занимаются тем, в чем когда-то обладали той самой квалификацией. Десятки тысяч граждан страны, бывшие строители, токари, слесари, инженеры, механики, электротехники и пр. уже давно работают таксистами и торговцами на ярмарках. Если об этой квалификации идет речь, если речь идет о том, что за рулем такси или за прилавком стоят крепкие специалисты в других сферах деятельности, то да, рабочая сила у нас действительно высококвалифицированная.

На самом деле, с учетом основных акцентов в экономической политике страны последних десятилетий, несколько странно, что  специалисты вообще не выродились. Качество армянского рынка труда неуклонно снижалось, поскольку постоянные крены в экономическом курсе страны, не всегда понятные, часто меняющиеся приоритеты в экономике снижали уровень спроса на квалифицированную рабочую силу и на профессионализм в целом. В частности, при всех прежних правительствах сфера производства всегда находилась на обочине курса развития, она всегда была обделена вниманием со стороны государства. Ну за исключением, конечно, некоторых отраслей, в которых отечественный производственный потенциал более или менее проявлялся. А где еще нужны квалифицированные рабочие, если не в промышленности? В итоге десятки тысяч людей, обладающих соответствующим опытом, уходили в торговлю или сферу обслуживания, пытаясь как-то решить вопрос собственного трудоустройства.

ДА, ВОЗМОЖНО, ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ У НАС В ЭТОМ ПЛАНЕ ситуация выглядит лучше. Но при этом очевидно одно: трудовой рынок Армении уже многие годы пребывает в процессе деградации по той простой причине, что практически никогда раньше правительство не считало приоритетной задачу решения проблем с трудоустройством населения путем восстановления и развития производственного потенциала страны. Он (потенциал), безусловно, был и еще сохраняется. Но вот процесс деградации рабочей силы уже привел к удручающему результату: сегодня любая инициатива в производственной отрасли может реально столкнуться с нехваткой опытных рабочих рук. Многие специалисты уехали, многие переквалифицировались, а новым рукам негде набираться опыта.

Конечно, нынешнее правительство демонстрирует куда более внимательное отношение к производственной сфере. Более того, она (наконец!) оказалась в числе приоритетов. Только вот не факт, что отечественный рынок труда может спокойно обеспечить кадрами данную сферу. Согласитесь, мало кто последовал повседневной практике незабвенного Гранта Варданяна, на всех своих предприятиях отдававшего должное квалифицированным кадрам, в свою очередь растившим новые смены. Согласитесь, сегодня вряд ли, к примеру, многие таксисты (экс-рабочие) охотно пойдут работать на завод. Не говоря уже о том, что если даже захотят, то не факт, что смогут.

Четверть века одной из основных социально-экономических проблем в Армении являлась острая нехватка рабочих мест. Многолетнее нерешение этой проблемы привело к тому, что сейчас очевидно не хватает рабочих рук даже при наличии мест. Иными словами, раньше было негде работать, а теперь некому. Остается надеяться, что с этой проблемой нынешнее правительство, провозгласившее особое отношение к производственной сфере, все же справится.