МИНИСТРЫ ВСТУПАЮТ В ДОЛЖНОСТЬ И НАЧИНАЮТ С ТОГО, ЧТО ИНИЦИИРУЮТ самые прогрессивные реформы в своей сфере. Но потом приходят новые министры и начинают новые реформы. И так мы становимся чемпионами по самым суперпродвинутым реформам в мире, только вот проблемы не решаются. Ни проблемы эмиграции, ни безработицы, ни коррупции, ни развития сел или маленьких городов. О самом больном, о проблемах безопасности, давайте сегодня говорить не будем. В другой раз. Но главное не это, а то, что все чиновники, каждый день, доказывая свою безграничную любовь к родине, трудятся с утра до ночи не покладая сил. Над проектами реформ.
Но, конечно, самое излюбленное занятие наших политиков – это реформирование Избирательного кодекса. Хлебом не корми, дай переделать Избирательный кодекс. При этом у нас прекрасные юристы. Возможно, самые лучшие юристы в мире. Эстафету блистательного Владимира Назаряна, который мог за один присест написать несколько самых продвинутых в мире проектов конституций, сегодня подхватили не менее блестящие Давид Арутюнян, Грайр Товмасян, Вардан Погосян. Без иронии: это лучшие в мире специалисты по приведению законодательства любой страны в соответствие с европейскими стандартами.
Просто порой мы настолько продвигаемся в плане реформирования нашего законодательства в соответствии с европейскими стандартами, что опережаем уже не только Европу, но само время, в котором живем. Например, последняя оригинальная реформа, когда мы ввели в республике такую систему выборов по партийной системе, благодаря которой основным фактором, определившим состав нового парламента, стали конкретные кандидаты в депутаты, набравшие большее число голосов избирателей. И главной идеологией которых были финансовые ресурсы. Хваленые юристы Венецианской комиссии, а также некоторые аккредитованные в Ереване европейские дипломаты до сих пор не могут выйти из депрессии, что порой выливается в неадекватное поведение…
СКОЛЬКО РЕФОРМ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО КОДЕКСА МЫ УЖЕ ПЕРЕЖИЛИ? Кто-то полагает, что эта – последняя? Конечно, нет, есть большая уверенность, что будет и другая реформа ИК, и далеко не последняя. Будет еще чему поучиться у Армении хваленым европейским крючкотворам.
…Сегодня идет суд над «Сасна црер». Группа грубо нарушила закон, поставила под серьезный удар общественную безопасность и безопасность государства. С этим невозможно спорить. Но очень хочется надеяться, что есть и понимание, отчего возникают такие группы. От того, что, несмотря на бесконечные реформы, не решаются основные проблемы, сдерживающие развитие страны. Коэффициент полезного действия нашей государственной бюрократии чрезвычайно низок, создается впечатление, что ни на что другое, кроме «реформ», наша политическая элита просто больше не способна.
Это самый серьезный вызов, стоящий перед государством, и суд над «Сасна црер» эту проблему, увы, не решает. Новому правительству и правящей партии надо очень трезво оценивать ситуацию и, чтобы такие группы не появлялись в дальнейшем, работать над ликвидацией причин, породивших это явление. И не черепашьими темпами, как бы банально все вышесказанное ни звучало.
Если кошка не ловит мышей, то сколько ни реформируй мышеловку, как ее красиво ни лакируй и законодательно ее функции ни оформляй, а мелких грызунов, подтачивающих основы дома, будет становиться все больше. Это такое характерное качество мелких грызунов – размножаться быстрыми темпами, дай только возможность.
И вспомним, кстати, что Конституция бывшего СССР считалась самой демократичной Конституцией в мире. По тексту. А по делу — мыши и другие грызуны уже так подгрызли основы грозной империи, что она рухнула… Даже не от одного толчка. Толчка, как такового, и не было. Просто стране чудовищно не повезло: пришел к власти один известный пустозвон и затеял очень прогрессивную и прозападную реформу…
