Логотип

КОМУ И ЗАЧЕМ ВРАЛ ГАСАНОВ

ГЛАВА АТЦ В ООН ПРЯМО УКАЗАЛ НА СТРАНУ, ГРАЖДАНЕ КОТОРОЙ создают угрозу распространения радикального исламизма и дестабилизации на Южном Кавказе — Азербайджан. В Баку этот факт не отрицают: официальные органы не раз сообщали о предотвращении терактов, в подготовке которых были замешаны вернувшиеся с Ближнего Востока террористы. Местные эксперты заявляли, что безопасности Азербайджана угрожают серьезные террористические атаки со стороны «ИГ» и предупреждали о возможности нахождения на территории страны завербованных группировкой граждан. Также не раз отмечалось, что боевики видят Азербайджан частью «Исламского халифата», а ваххабиты, получившие боевой и идеологический опыт джихада, вернувшись в Азербайджан, постараются повторить сирийский сценарий у себя на родине. Российский эксперт Евгений Михайлов считает, что наиболее эффективным решением проблемы было бы лишение террористов гражданства.

Может ли повториться сирийский сценарий в Азербайджане — тема отдельного разговора. Пока, однако, никаким лишением гражданства, как и другими видимыми мерами, в Баку не пахнет. Взамен там продолжают усиленно раздувать пропагандистские мифы о том, что международный терроризм якобы дислоцируется в Арцахе, утверждая, что «нет разницы между теми, кто поддерживает ИГ в Сирии и Ираке, и теми, кто поддерживает армян Нагорного Карабаха». Обвинения такого рода, подкрепляемые исключительно сетованиями на «оккупацию» Арцаха, звучат из Баку уже много лет. В реальности тема вовлеченности международного терроризма в конфликт и в целом — в регион разработана и обстоятельно подтверждена многочисленными фактами именно в привязке к Азербайджану еще после первой Карабахской войны. Новое звучание — и вновь в связке с Азербайджаном — она получила спустя 22 года.

Совсем недавно из Турции была заброшена «сенсация», вызвавшая бурную реакцию пользователей соцсетей. И ранее отличавшийся маразматическими сообщениями и акциями глава «Международного общества по борьбе с безосновательными претензиями армян» Гюксель Гюльбей сообщил, что «Армения привлекла в Карабах восемь тысяч афганских наемников», которые были размещены там после апрельской войны. Гюльбей также заявил, что из-за понесенных тогда тяжелых потерь армяне отказываются посылать своих детей на военную службу в Карабах и именно поэтому, дескать, Армения привлекает наемников. Дальнейшие подробности оказались не менее забавными: выясняется, что «афганским боевикам будут платить по три тысячи долларов, контракт с ними подписан на пять лет, по окончании которого им пообещали дать гражданство Армении и визы в Европу». Остается разве что возрадоваться высокой цене гражданства РА, а также тому факту, что Европа в данном случае действует совместно с Арменией и Карабахом. По логике турецкого «борца с претензиями», визы, по всей вероятности, будут выдаваться боевикам для того, чтобы облегчить им путь в Европу и повысить там уровень террористической угрозы.  

СООБЩЕНИЯ ГЮЛЬБЕЯ ПОРЯДКОМ РАЗВЕСЕЛИЛИ РЕГИОНАЛЬНУЮ ПУБЛИКУ. Вспомним, однако, сообщения СМИ в апреле прошлого года о том, что 50-70 членов ИГ, азербайджанцев по происхождению, покинули сирийский город Ракка и направились в Турцию, чтобы оттуда попасть в Азербайджан для участия в боевых действиях в Арцахе. Эта информация была подтверждена властями Арцаха, которые заявили о наличии доказательств участия наемников и террористов в боевых действиях. «Есть основания утверждать, что в развязанных Азербайджаном агрессивных действиях против Нагорного Карабаха участвовали наемники из числа ИГИЛ или других террористических организаций. Об этом свидетельствует множество обстоятельств: они общались на турецком и арабском языках, были одеты в другую форму, действовали, как боевики. Они также отличались по возрасту – всем за 30», — заявил тогда пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян. Напомнив, что Азербайджан активно прибегал к услугам наемников из Афганистана, Чечни, членов «Аль-Каиды» и «Серых волков», Бабаян подчеркнул, что огромное количество граждан этой страны, в основном военнослужащие, вступили в ряды террористических организаций, в частности, ИГИЛ. «Наладив там контакты, эти так называемые военнослужащие-боевики организовали поток террористов из Турции в Нахиджеван, оттуда в Азербайджан и зону конфликта», — отметил он.

Примечательно, что министр обороны Азербайджана Закир Гасанов, стремясь каким-то образом завуалировать лежащие на поверхности факты, заявил в те дни, что, дескать, Армения под видом добровольцев старается перебросить в Нагорный Карабах наемников и членов международных террористических организаций из различных горячих точек мира. «Официальный Ереван в настоящее время открыто сотрудничает с террористическими организациями и возносит эти отношения на уровень государственной политики. Мы требуем от международных организаций и мирового сообщества объективной оценки данного вопроса. В противном случае, как заявил Верховный главнокомандующий, наши вооруженные силы никогда не согласятся с фактом оккупации территорий страны и обязательно исполнят священный долг по освобождению наших земель», — грозно заявил Гасанов в ходе встречи с делегацией Евросоюза. Не приведя по привычке ни единого доказательства сказанному и не уточнив сроков исполнения «священного долга».

СПУСТЯ ГОД, ПО СУТИ ДЕЛА, ПОДТВЕРЖДАЮТСЯ ЗАЯВЛЕНИЯ АРЦАХСКОЙ СТОРОНЫ. Доклад  главы Антитеррористического центра СНГ Андрея Новикова, как и многочисленные сообщения об участии азербайджанцев (в том числе женщин и девушек) в террористических действиях в составе ИГ, а также факты их возвращения и угрозы в связи с этим дестабилизации региона — убедительное тому доказательство. Тот факт, что из стран Южного Кавказа граждане именно Азербайджана активно вовлекаются и участвуют в террористических действиях на Ближнем Востоке, вряд ли может быть подвергнут сомнению, ибо об этом активно и регулярно сообщается в самих азербайджанских СМИ. То есть конкретно Гасанов — высокое официальное лицо Азербайджана — публично лгал в конкретном случае высокому официальному лицу Евросоюза с целью извратить ситуацию и свалить вину за возможные обострения террористической угрозы в регионе на Арцах и Армению. Таких примеров — множество.

Тема проникновения и распространения международного терроризма на новые терроритории, в том числе на Южный Кавказ, безусловно, требует тщательного расследования, контроля и активного вмешательства со стороны прежде всего спецслужб различных стран, в том числе Азербайджана. На наш взгляд, алиевский режим стремится не препятствовать притоку в страну террористов и расширению их влияния, а обратить эту угрозу против армян Арцаха и Армении. Стараясь тем самым решить сразу две задачи: предотвратить развитие событий по сирийскому варианту в своей стране и попытаться, как и в первой Карабахской войне, использовать наемников, теперь уже имеющих террористический опыт международного масштаба, в карабахском противостоянии.

Однозначно можно утверждать одно: именно Арцах и Армения являются одними из главных препятствий на пути проникновения террористической заразы в регион. Очень хочется надеяться, что международное сообщество, в том числе Евросоюз, представителю которого Гасанов так усердно вешал на уши лапшу в апреле прошлого года, отлично понимает, откуда именно исходит эта угроза. В том числе с учетом политики и действий Турции.