Похоже, на глазах рушится еще один столп азербайджанской пропаганды, согласно которому «весьмир» признает территориальную целостность Азербайджана». «Евросоюз» выбирает Азербайджан без Карабаха» — горестно констатирует бакинская пресса, а в президентской администрации задаются вопросами о том, почему ЕС, более 15 лет заявлявший о признании этого ставшего для Азербайджана мантрой принципа, вдруг отказывается делать это. «Как теперь нам это понимать?», — не менее горестно восклицает замглавы администрации президента Новруз Мамедов, признавая, что в 2015 году Соглашение об ассоциации сорвалось именно по этой причине.
НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ЛЕТ ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ НЕИЗМЕННО подчеркивал признание принципа терцелостности в отношении Азербайджана, что трактовалось в Баку как согласие на то, чтобы урегулирование карабахского вопроса проходило исключительно в этих рамках. Во всех двусторонних документах, на любом уровне этот пункт неизменно присутствовал, а официальные лица его подтверждали: заявления об этом были неизменными и важнейшими для Баку атрибутами всех контактов и встреч азербайджанского официоза с европейским. Даже 14 апреля прошлого года, сразу после кровавых событий в зоне конфликта глава делегации ЕС в Азербайджане Малена Мард вслед за своими предшественниками заявила: «Евросоюз поддерживает независимость и территориальную целостность Азербайджана».
Между тем еще в апреле 2014-го Новруз Мамедов приоткрыл завесу над до того радужными для Азербайджана процессами. «С одной стороны, ЕС предлагает Баку подписать Ассоциативное соглашение, а с другой -исключает из повестки вопрос территориальной целостности Азербайджана. И как мы должны оценивать данную позицию Евросоюза? Безусловно, она вынуждает Баку серьезно задуматься», — заявил он, посетовав, что лидеры держав говорят о территориальной целостности Украины, а про Азербайджан – ни слова. А в феврале нынешнего года, выступая на международной конференции, Мамедов публично подтвердил тот факт, что отказ ЕС от данного пункта является главным препятствием к разработке и подписанию также и нового документа.
Отметим, что в двусторонних отношениях до сих пор действует соглашение от 1999 года. Длящиеся уже 6 лет переговоры пока не привели не только к подготовке нового соглашения и ожиданию его скорого подписания, как в случае Армении, но и буксуют на стартовой позиции. В связи с этим сайт хаккин.аз опубликовал на днях объемную статью под уже упомянутым красноречивым заголовком «Евросоюз» выбирает Азербайджан без Карабаха». Согласно публикации, в отношениях между ЕС и Азербайджаном существуют серьезные структурные проблемы, которые исключают возможность настоящего стратегического партнерства, что обусловлено отказом ЕС «категорически признать суверенитет и территориальную целостность Азербайджана».
АВТОР ОТМЕЧАЕТ, ЧТО ПОЗИЦИЯ ЕВРОСОЮЗА ПО КАРАБАХСКОМУ КОНФЛИКТУ НЕЯСНА, и маловероятно, что предлагаемое новое соглашение будет содержать такие положения. Сравнение правовых формулировок официальной позиции ЕС в документах в отношении Нагорного Карабаха, с одной стороны, и конфликтов в Грузии, Украине и Молдове – с другой демонстрирует разницу в отношении к территориальной целостности указанных стран и Азербайджана, утверждает он. И напоминает, что президент Франции Эммануэль Макрон в ходе предвыборной борьбы выступил с неоднозначным заявлением: «Франция является сопредседателем Минской группы вместе с Россией и США. Она работает над поиском переговорного решения карабахской проблемы в соответствии с международным правом. Именно в этих рамках возникнет вопрос о признании (НКР. — «ГА»). Наша страна должна сыграть свою роль». «Отказ ЕС включить официальное признание территориальной целостности и суверенитета Азербайджана в тексте первоначального соглашения об ассоциации, предложенном Брюсселем несколько лет назад, возможно, является одной из основных причин, по которым Баку прямо отвергает его. Это также главная причина, по которой новое соглашение с ЕС вряд ли будет стратегическим», подчеркивается в статье.
Далее следует довольно любопытное признание, согласно которому власти Азербайджана исходя из опыта членства в Совете Европы, СНГ и ОБСЕ должны «более скептически относиться к масштабным внешнеполитическим инициативам и крайне подозрительно относиться к необоснованным попыткам других вмешиваться во внутренние дела страны». К последним, естественно, автор относит и заявления ЕС о попрании прав человека в Азербайджане.
В свете скандала с икорной дипломатией в ПАСЕ, где для Баку наступают трудные времена, а также периодических обострений во взаимоотношениях с Брюсселем можно сделать вывод о явно проступающей возможности изоляции алиевского режима в международной, по меньшей мере — европейской плоскости. В то же время очевидно, что отказ признать территориальную целостность Азербайджана, несмотря на всю его важность, лишь одна из причин возникшего тупика. Стремление добиться полного попустительства собственному беспределу во внутренней и внешней политике со стороны мировых центров и при этом сохранить реноме «демократического и цивилизованного лидера» было для Алиева сверхцелью, на которую тратились колоссальные средства. Не случайно в прессу просочилась информация о том, что президент Азербайджана стремится добиться исключения из документа компонента о правах человека и демократии и получить чисто экономическое соглашение, но с признанием «терцелостности».
ИЗ ВСЕГО СКАЗАННОГО СЛЕДУЕТ ОДИН ВЫВОД: БАКИНСКИЙ РЕЖИМ фактически отказывается от стретегического, как намеревался ранее, партнерства с Евросоюзом, полагая более выгодным для себя развитие конкретных отношений экономического характера с отдельными членами ЕС. Примечательно, что состоявшийся в начале февраля визит Ильхама Алиева в Брюссель азербайджанские СМИ преподнесли как весьма успешный во всех отношениях и дающий старт разработке нового соглашения.
Согласно сообщениям, председатель Совета ЕС Дональд Туск произнес-таки заветную фразу о поддержке «территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана», переведя дальнейший разговор в плоскость энергетической безопасности Европы. Следующий собеседник Алиева — глава дипломатии ЕС Фредерика Могерини не стала услаждать слух диктатора вожделенной фразой. Сам Алиев назвал этот день «значимым» и открывающим новую страницу в сотрудничестве с ЕС, выразив надежду, что документ о стратегическом партнерстве будет представлен в ближайшем будущем. Было это 6 февраля. Спустя чуть более 2 недель прозвучало знаменательное заявление Новруза Мамедова — как сигнал о том, что в ходе визита Алиеву не удалось добиться желаемого.
Прошло после этого 4 с лишним месяца, и, судя по публикациям в провластной бакинской прессе, никакого соглашения не будет подготовлено, а тем паче подписано. Стороны доигрались до того, что можно назвать непреодолимыми противоречиями как во внешней, так и внутренней политике. Для армянских сторон это очевидный сигнал к радикальному изменению позиции международных посредников, по крайней мере одного из них, в вопросе статуса Арцаха. Да и в целом эксперты прогнозируют изменения в формате урегулирования — вплоть до возвращения Арцаха в переговорный процесс в качестве полноценной стороны.
