НАШ ВОДИТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК ПОЖИЛОЙ (ХОТЯ ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ ВОЗРАСТ сельчан практически невозможно), видимо, решил провести мастер-класс по езде, лихо просекая узкие тропы, стремительно объезжая овраги и как-то умудряясь при этом не задевать свисавшие ветви тучных деревьев, плотно прижимающихся один к другому. Жара постепенно отступала, и даже грохот мотора нашей машины уже не в состоянии был заглушить доносившееся из леса пение птиц.
Полчаса прошли, не скажу — незаметно, но весело. Водитель всю дорогу шутил, отвлекая от изнурительной тряски. И вот наша «Нива» наконец-то довезла нас до села Калаван Гегаркуникской области, молва о котором дошла уже и до… Аляски. Встречал гостей молодой загорелый мужчина Роберт Гукасян, привычным жестом гостеприимного хозяина пригласив за столик с деревянными скамейками, — выпить кофе с дороги. Вот уже четвертый год, начиная с 2013 года, он является директором и основателем научно-учебного фонда Time land.
— Но прежде всего я житель Калавана, — говорит наш собеседник. – Хотя родом из Сумгаита, где жили мои родители вплоть до известных событий. Мне было тогда лет девять, поэтому смутно помню те трагические дни. Уезжая из Азербайджана, мои родители особо и не задумывались, где поселиться в Армении. Главным для них было оказаться на родине и в безопасности. Вот так и попали в опустевший к тому времени Калаван, который в советские годы почти полностью был заселен азербайджанцами, — вспоминает Роберт.
Сегодня в Калаване проживает около 110 человек, это где-то 25-26 семей. Но, в отличие от сотен других общин Армении, отсюда уже не уезжают, а, наоборот, сюда приезжают жить. За последние три года в это село переселилось восемь семей, в основном из Еревана. И воодушевляет людей не просто роскошная природа здешних мест, а общая идея, сплотившая местных жителей воедино, став формулой успеха Калавана.
Неслучайная случайность
Все началось в 2013 году, когда Роберт, уже получив профессию археолога и археозоолога и объездив полмира, решил основать фонд Time land, намереваясь на профессиональном уровне заняться вопросами охраны окружающей среды и общинного развития с акцентом на туризме.
— В ТО ВРЕМЯ Я БЫЛ ОЧЕНЬ ДАЛЕК И ОТ ТУРИЗМА, И ОТ ОБЩИННОГО РАЗВИТИЯ. Но дело в том, что, увлекаясь археологией и археозоологией, участвуя во многих международных экспедициях в разных странах, я мечтал превратить родное село в такое место, которое будет привлекать людей со всего мира, как многие известные туристические места, — рассказывает Роберт.
Мог ли он тогда подумать, что уже через год с момента старта программы в Калаван будут приезжать туристы со всего света, начиная с Перу, Чили, заканчивая Австралией. Только в прошлом году это затерявшееся в горах село посетило свыше 2500 человек при том, что спрос оценивался в 10 тыс. Возможно, такой поворот событий произошел благодаря простой случайности, хотя, когда чего-то очень хочешь и к тому же имеешь конкретный план действий, эта самая случайность всегда приходит вовремя.
Претворяя свою программу общинного развития в действие, Роберт общался со многими организациями в Армении, в том числе и с турагентством «Гардман тур», специализирующемся на приключенческом туризме. Как-то глава этой компании посетил Калаван вместе с небольшой группой иностранцев, среди которых был представитель международной сети туроператоров – Adventure Travel Trade Association. Он всерьез заинтересовался проектами развития села, рассказал об увиденном своему руководству, и через какое-то время Роберт по скайпу пообщался с президентом этой глобальной сети. Последний предложил ему выступить на предстоящей международной конференции по туризму в качестве одного из трех главных докладчиков. А поскольку конференция должна была проходить на Аляске, перед Робертом встал вопрос, как туда добраться, точнее, откуда достать деньги на столь далекое путешествие.
— Честно говоря, руководство Adventure Travel обратилось в соответствующие госведомства в Армении с просьбой оказать мне содействие для участия на международной туристической конференции, указав, что я буду одним из главных докладчиков. Но, видимо, у нас в стране никого это не заинтересовало. Поэтому пришлось продать нашу домашнюю корову и на вырученные деньги поехать и выступить на форуме, где присутствовали более 800 делегаций из 80 стран, — продолжал свой рассказ Роберт, и сквозь его спокойную интонацию слегка просвечивала обида — за то, что в свое время никто в Армении ему не поверил, не поддержал.
Используй все, что под рукой, и не ищи себе другое
А потом последовали статьи в разных международных СМИ, в том числе в израильском издании National Geographic Magazine, после чего в Калаван в буквальном смысле хлынул поток иностранцев.
ЗДЕСЬ ЛЮДЯМ ПРЕДЛАГАЛИ ОГРОМНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ БЛЮД ИЗ СОБРАННЫХ в окрестностях села ягод, трав и плодов, организовывали пешие прогулки, знакомя с местной флорой и фауной, некоторые виды которых занесены в Красную книгу. Плюс туристы могли поучаствовать в своеобразной игре «Мамонт», почувствовав себя первобытным человеком, добывая огонь, строя хижины и соревнуясь друг с другом в умении жить вдали от цивилизации. Фишка в том, что в программе общинного развития Калавана участвуют все жители села по принципу: от каждого — по способностям, каждому – по труду.
— Как-то принято у нас в стране постоянно заострять внимание на проблемах и говорить, что развиваться не можем из отсутствия того-то и того-то. Вы видели, что асфальтированных дорог в селе нет, магазинов -тоже и проблем в общине настолько много, что если рассматривать с этой точки зрения, то окажется, здесь невозможно жить. Но мы пошли в обратном направлении: отсутствие дорог превратили в конкурентное преимущество и просто перестали зацикливаться на том, чего у нас нет, — объясняет свои подходы наш собеседник. – Взамен начали исследовать имеющиеся человеческие и природные ресурсы. Выяснилось, что кто-то хорошо знает все виды растущих в нашем лесу растений, кто-то может по звуку определить, какая птица его издает. Это ведь колоссальные знания, которые вряд ли можно получить в вузах, поэтому и решили вложить все это в развитие общины.
Туристы оценили подходы калаванцев, и спрос был настолько большой, что пришлось приостановить проект Time land и основательно подготовиться к приему гостей. Сегодня возможности села позволяют разместить на ночлег около 17 человек, в то время как число желающих достигает 60 в день. Многие туристы в прошлом году жили в палатках, с пониманием относясь к отсутствию гостевых домиков в Калаване. Однако в этом году фонд Time land обратился в Наццентр развития малого и среднего предпринимательства Армении, представил свой бизнес-проект по реконструкции сельских домов в гостевые дома и уже в скором времени рассчитывает получить льготный кредит с тем, чтобы в этом году завершить ремонтные работы, а потом вновь запустить проект.
Вместе – наперекор проблемам
Популярность Калавана, естественно, заинтересовала и многих инвесторов, желающих построить здесь гостиницы и рестораны. К слову, если еще 3-4 года назад домик в селе можно было купить всего за 300 долларов, то сейчас цены взлетели до 10 тыс. долларов. Но на сей счет у местных жителей есть четкая установка: никого из чужих, особенно тех предпринимателей, кто гонится исключительно за выгодой, в село не пускать.
— МЫ УЖЕ ОТКАЗАЛИ НЕСКОЛЬКИМ ИНВЕСТОРАМ И ВПРЕДЬ БУДЕМ поступать так же, потому что сельчане своими усилиями превратили Калаван в «шоколадку», создали благоприятные условия для развития бизнеса и, конечно же, после всего этого не допустят, чтобы кто-то пришел сюда и основал свой бизнес на всем готовом. У нас есть программа равномерного развития села на ближайшие 10 лет, и мы намерены использовать и сохранять свои природные ресурсы без вмешательства каких-то отдельных личностей, которые уже намерились построить здесь целые гостиничные комплексы. Ведь развитие села – это улучшение благополучия каждого его жителя, а не реализация успешного бизнес-проекта какого-то бизнесмена, — логично рассуждает глава Time land.
На самом деле, в Армении практически нет общины, которая не имела бы перспектив для развития. Более того, многие из них обладают настолько серьезным потенциалом с точки зрения наличия историко-культурных памятников на своей территории, природных ресурсов и других возможностей, которые калаванцам и не снились. Секрет же успеха последних в том, что вместо жалоб и причитаний по поводу и без, эти люди просто взялись за дело, доказав прежде всего себе, что там, где есть желание и мечта, путь всегда найдется.
— Если бы еще три года назад у местных жителей спросили, видят ли они будущее в родном селе, то многие ответили бы отрицательно. А сейчас вряд ли найдется здесь кто-то не связывающий свои надежды с Калаваном. Люди сплотились вокруг общей идеи, активно работают, верят в себя и ощущают важными в деле развития села. И в этом наша главная победа, — заключил Роберт Гукасян.
Ереван — Калаван — Ереван