ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ, НОВЫЕ ДРУЗЬЯ, МНОЖЕСТВО ИНТЕРЕСНЫХ, В ТОМ ЧИСЛЕ спортивных мероприятий, разные соревнования, музыкальные и интеллектуальные конкурсы, вечера у костра, песни, дискотеки и т.д. — все было незабываемо, насыщенно, познавательно, творчески… И вся эта детская романтика надолго оставалась в памяти, заставляя с нетерпением ждать очередных летних каникул — с надеждой, что родители, возможно, снова согласятся отпустить в какой-нибудь пионерский лагерь, лучшим из которых для меня лично оказался всесоюзный «Артек». Хотя и в Армении тоже отдыхалось отлично. Однако вернемся в настоящее…
И сегодня летние детские лагеря (правда, уже не именуемые пионерскими и к тому же не бесплатные) пользуются популярностью среди наших сограждан, это сам по себе факт отрадный. А вот насколько заявленные обещания незабываемого и полноценного отдыха, заманчивые презентационные проспекты, призывающие родителей посылать своих детей в подобные лагеря, соответствуют реальности — большой вопрос. Что для родителя, отправляющего своего ребенка в самостоятельное летнее «плавание», самое главное? Безопасность ребенка и ответственность за него взрослых, приемлемые санитарные условия, полноценная и разнообразная еда… ну и дальше по списку. А с чем можно столкнуться на деле?
«Моя племянница провела в лагере «Гугарк», расположенном в селе Ванадзор, семь действительно незабываемых — в буквальном смысле этого слова — дней, — рассказывает моя собеседница Наталья Казанчян. — Кстати, отмечу, что так называемая одна смена в лагере — это 14 дней пребывания, однако мы остановились на 10-и, решив, что две недели все же многовато. Девочку предупредили, что если она захочет, то потом можно продлить отдых еще на 4 дня. Между тем ребенок стал проситься обратно на третий день. Не очень навязчиво и без слез, поэтому «удовольствие» растянулось на неделю. С чем столкнулись изначально? Во-первых, за день до приезда, в телефонном разговоре лагерное начальство попросило обязательно прислать с ребенком постельное белье. В лагере, видите ли, слишком много детей, они не успевают стирать, да и вообще — свое гигиеничнее. Тут бы нам призадуматься. Впрочем, бог с ним, бельем — хуже то, что представления о гигиене оказались в контексте данного, отдельно взятого лагеря весьма своеобразными. Жара, лето, в лагере есть бассейн, где дети ежедневно плавают. Душа после бассейна не предусмотрено. Банный день — раз в 5-6 дней. В каком веке мы живем? Или кто-то думает, что хлорированная вода в виде 5-дневного компресса весьма полезна для организма?»
ЧТО ЕЩЕ? В РАСПОРЯДКЕ ДНЯ, СОГЛАСНО ПРЕЗЕНТАЦИИ ЛАГЕРЯ И ДАННЫМ ОБЕЩАНИЯМ, предполагались развивающие и образовательные игры, экскурсии и походы. А в реальности?
«Развивающая, она же образовательная, игра — единственная, кстати, в которую с завидным постоянством детям предлагалось играть, оказалась игра под захватывающим названием «Ахчик пахцноци», — продолжает Н.Казанчян. — Я не психолог и затрудняюсь сказать, что именно и в ком она развивает, однако под категорией образовательных и развивающих игр большинство людей все же понимает нечто иное. Что же касается экскурсий, то одна состоялась — на железнодорожную станцию! Зачем это понадобилось — тайна, покрытая мраком. Ладно бы там был музей железнодорожников. А вот обещанных походов не было ни одного! Действительно, зачем тащить детей в великолепный лес и на природу? Еще запачкаются, а банный день только через неделю… Можно еще многое сказать — о санитарных уборках, дежурствах на кухне, стоянии мальчишек на КПП, завшивевших «одноотрядниках» и способах борьбы с этой заразой, но стоит ли?»
Родители увезли ребенка на три дня раньше срока. И вот здесь, внимание, самый, пожалуй, серьезный и даже устрашающий нюанс. «Девочку забрали из лагеря. Думаете, хоть кто-нибудь спросил — почему? И не подумали! — рассказывает Н.Казанчян. — Более того, даже не заметили, что ребенка увезли! Позвонили (когда девочка уже была дома) маме, поставили в известность, что за ребенком приехали и спросили, а кто за ней, собственно, приезжал. Это вообще как называется — рай для киднепперов?!»
ТАКАЯ ВОТ ИСТОРИЯ ПРО ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ… ВСЕ РАССКАЗАННОЕ МОЕЙ СОБЕСЕДНИЦЕЙ выглядит возмутительно, но пункт о том, что ребенок, за которого руководство лагеря несет ответственность, покинул лагерь таким образом — то есть его практически могли беспрепятственно забрать чужие люди — вообще ни в какие ворота не лезет. И за такой «отдых» родители платят деньги, притом отнюдь не копейки.
Правда, справедливости ради надо сказать, что не везде царит подобный бардак, хотя верно и то, что даже одно негативное исключение недопустимо, если речь идет о наиболее впечатлительной, уязвимой и беззащитной категории — детях.
«В прошлом году мы впервые отправили ребенка в лагерь (другой, конечно) — собственно, именно исключительно положительные впечатления «первого опыта» заставили нас снова задуматься о пользе такого отдыха для девочки, — говорит Н.Казанчян. — Потому что все было отлично и абсолютно соответствовало заявленным обещаниям. До такой степени, что ребенок просил остаться в лагере подольше. А в этом году — такой кикс, сплошное безобразие и надувательство. Выходит, прежде чем поддаться на обещания незабываемых каникул для ребенка, надо едва ли не детальное расследование провести на предмет их соответствия реальности?! Это же абсурд…»

 
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                            