С ОДНОЙ СТОРОНЫ, МИНИСТР ФИНАНСОВ ВАРДАН АРАМЯН ГОВОРИТ: «Бюджетом 2017 года мы запланировали экономический рост на уровне 3,2%, однако высокая экономическая активность и дальнейшие тенденции позволяют рассчитывать, что 2017 год мы завершим с экономическим ростом в коридоре 4-4,8%». Одновременно на будущий год экономический рост планируется на уровне 4,5%.
Если допустить, что наш финансовый министр хороший прогнозист, то это означает одно: на следующий год закладывается показатель экономической активности, который практически будет достигнут уже по итогам… года текущего. Между тем многочисленные инициативы и проекты, вызванные к жизни за год деятельности нового правительства, казалось бы, должны дать серьезную отдачу именно в будущем году. Или правительство само не верит в эффективность своих усилий?
При этом исполнительная власть будет иметь по сравнению с этим годом примерно на 100 млрд драмов (или на 10%) больше доходов и соответственно расходов. Предусмотрено на 0,3% (до 21,3%) увеличить важное соотношение налогов к ВВП страны. Причем в области расходов одним из важных приоритетов станет именно капитальное строительство. Государство расширит строительство дорог, оросительных систем и другой инфраструктуры для будущего экономического роста. Капзатраты увеличат почти вдвое – с 98,6 до 175 млрд драмов.
Фактически правительство за счет сдерживания социальных расходов наращивает вложения в экономику, и тут мы по идее вправе рассчитывать на ощутимую отдачу, в первую очередь по показателю экономического роста, за счет чего повышение материального благосостояния людей, по всей видимости, откладывается на последующий, 2019 год. По крайней мере такое видение было бы логичным. Таким образом, еще весь следующий год топ наиболее популярных вопросов журналистов, обращенных к чиновникам самого разного уровня, будет возглавлять недоумение по поводу того, что радужные макроэкономические показатели никак не отражаются на благосостоянии населения.
РАДИ БЛАГОРОДНОЙ ЦЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА НАСЕЛЕНИЕ вынуждено смириться с отсутствием повышения в следующем году пенсий и пособий, зарплат госслужащих, а расходы на образование и здравоохранение даже будут существенно сокращены – соответственно на 1,3 млрд драмов и на 5,8 млрд драмов.
Между тем странно, что на фоне объявленной оптимизации (сокращения) системы государственного управления расходы на содержание госаппарата в 2018 году… увеличатся. Заметим также, что неоднозначное отношение в обществе вызывают действия правительства по роспуску в целях экономии средств отдельных госструктур и подразделений, при том что параллельно создаются различные фонды, куда направляются в том числе и средства налогоплательщиков.
Мотивы осторожности исполнительной власти, по всей видимости, следует искать в дефиците бюджета и в целом в уровне государственного долга. Однако если мы ожидаем на будущий год, как уже отмечалось, увеличения общих доходов/расходов примерно на 100 млрд драмов, то стоит ли сильно тревожиться по поводу роста дефицита бюджета (по сравнению с текущим годом) всего на 6,8 млрд драмов и процентных выплат по обслуживанию государственного долга на 20,2 млрд драмов? Кстати, в последнее время внутренний государственный долг растет более быстрыми темпами, нежели внешний, что, по-видимому, факт позитивный. Хотя, с другой стороны, какая, собственно, разница, ведь, как говорится, деньги не пахнут и отдавать придется и туда, и сюда.
Как бы то ни было, из предусмотренных на обслуживание общего государственного долга в 2018 году 140,5 млрд драмов (фактически это примерно 10% всей расходной части госбюджета) процентные выплаты по внешнему долгу составляют 78,1 млрд драмов, а по внутреннему – 62,4 млрд. То есть эти показатели быстро сближаются.
Кстати, общий государственный долг Армении к концу текущего года составит $6,8 млрд, а по итогам 2018 года — $7,2 млрд. И соответственно нагрузка на госбюджет в плане обслуживания долгов от года к году будет только нарастать. Но ведь тогда тем более необходимо планировать более агрессивные темпы роста экономики с тем, чтобы получаемые доходы успевали покрывать увеличивающееся бремя госдолга.
На деле же, согласно проекту госбюджета-2018, ВВП Армении по итогам будущего года составит 5 трлн 850 млрд драмов.
Увеличение военного бюджета на 28 млрд драмов не обсуждается.
