ВООБЩЕ-ТО В ЭТОТ ДЕНЬ, 6 ОКТЯБРЯ, ФИЛИАЛ В БЕРДЕ (Тавушский марз) уже не должен был принимать виноград от сельчан: по плану заготовка должна была завершиться днем раньше. «Но из-за непогоды и проблем с поставками газа на газозаправочные станции мы продлили прием винограда еще на один день, — рассказал журналистам директор по производству ЕКЗ Гамлет АНТОНЯН, — и сегодня сельчане привезли последние 40 тонн из тех 3,5 тыс., которые были закуплены ЕКЗ в Тавуше».
Кстати, 3,5 тыс. тонн — это на целую тысячу тонн больше, чем в прошлом году, и вообще это весь виноград коньячных сортов, выращенный в регионе, так как в Тавуше ЕКЗ принимает местные янтарные ягоды несмотря ни на что — ни на его количество, ни на сахаристость. Ведь у ЕКЗ в этом приграничье есть своя особая миссия, и делается это, конечно же, в первую очередь с тем, чтобы поддержать виноградарей Тавуша.
Впрочем, со своей стороны и Тавуш отвечает коньякоделам взаимностью. «Благодаря местным природно-климатическим условиям здешний виноград и, как следствие, спирты, получаемые из него, имеют исключительный вкус, — говорит Г. Антонян, — недаром порядка 70% спиртов Бердского филиала относятся к категории суперпремиальных и идут на купаж «Наири» и других коньяков еще более высокого качества».
А вообще урожайность винограда в Тавуше зависит от тех же природно-климатических условий, поскольку, в отличие от виноградарей Араратской равнины, здесь лозу на зиму не закапывают. И как результат, заморозки ниже определенной температуры могут иметь решающее значение. Несмотря на то что урожай этого года лучше прошлогоднего, в 2015 году тавушцы сдали ЕКЗ аж 5 тысяч тонн винограда.
Экскурсия для журналистов по производственным помещениям Бердского филиала началась с цеха дистилляции. «Уже давно установили, что в железных баках получить спирты с безопасными для человека показателями невозможно; золото и серебро — дорого; в результате оптимальным металлом для дистилляционных аппаратов была признана медь, — объясняет Г. Антонян, — тем более что ионы, переходящие из меди в спирт, во время выдержки взаимодействуют с дубовой бочкой и превращаются в естественный ванилин…»
ПЕРЕГОНКА ВИНОМАТЕРИАЛА ПРОИЗВОДИТСЯ ДВАЖДЫ. После первой прогонки это лишь мутная жидкость крепостью 30-35%, но уже после второй, когда спиртосодержащие пары проходят через верхнюю часть аппарата, любовно называемого французами «шеей лебедя» и на самом деле похожего на нее, получается настоящий коньячный спирт.
Затем мы вернулись в цех, где происходят выжимка винограда и получение виноградного сока — сусла. Здесь внимание всех привлекли прессы, в которых происходит отделение виноградного сока от грозди, косточек и кожицы ягод. Эту «ювелирную» работу удается проделать благодаря особым мембранам, установленным в аппаратах пресса. «Каждый из четырех установленных здесь французских прессов способен переработать одновременно 25 тонн винограда, — рассказывает директор по производству ЕКЗ. — Процесс длится порядка 3 часов, и с помощью специальной программы при низком давлении мы получаем практически чистый виноградный сок».
Кстати, отходы этого производства не выбрасываются, а бесплатно выдаются тем же фермерам. Высушенная виноградная выжимка используется ими и как топливо для выпечки лаваша, и как весьма полезная кормовая добавка для сельскохозяйственных животных, поскольку в ней содержится большое количество витаминов.
Ну и, наконец, святая святых — цех выдержки. Кто бывал в подобных местах, знает, каким ароматом наполнен здешний воздух. Это, как опять же придумали французы, — «доля ангелов» — постоянно испаряющиеся сквозь дубовые бочки спирты. Примерно 3% в год забирают коньячные «ангелы». А вот Гамлет Антонян сравнивает выдержку с воспитанием человека. «Будешь хорошо следить за процессами — получится хороший человек, то есть спирт, не будешь — на выходе получишь соответствующее». Так что за созреванием спиртов здесь следят тщательно и на протяжении всего года. Постоянно производятся анализы, на основании их результатов и решается, каким образом использовать спирт из той или иной бочки. Но в этом году была выделена еще одна особая категория, в которую попали всего три бочки.
«Я очень взволнован и горд, что представляю новую продукцию АРАРАТ, — сказал Г. Антонян в финальной части пресс-тура по Бердскому филиалу. — Это эксклюзивный для коньячного дела Армении напиток — ARARAT Single Cask, приготовленный специально к 130-летию армянского коньякоделия».
ПРАВДА, SINGLE CASK, ЧТО ОЗНАЧАЕТ «ИЗ ОДНОЙ БОЧКИ», не проходил купаж и потому собственно коньяком называться не может. Но благодаря своей самодостаточности и тщательному отбору спиртов (тех самых трех бочек) армянским мастерам коньячного дела удалось получить великолепный продукт.
«ARARAT Single Cask — лимитированный продукт Ереванского коньячного завода крепостью 57%, произведенный исключительно из винограда Тавушской области, северо-востока Армении, известного своим прохладным климатом и кристально чистым воздухом, дарящим спиртам исключительную тонкость и уникальные органолептические характеристики, достойные наслаждения в чистом, некупажированном виде» — говорится в презентационном проспекте продукта.
В ARARAT Single Cask все неповторимо, даже его оттенок, который экспертная комиссия поэтично назвала «цветом осеннего армянского заката». Он обладает крепким, объемным, многогранным и насыщенным вкусом. Характер напитка проявляется в глубоких древесных и дымчатых нотах с мягким оттенком ванили и пряной корицы.
Для того чтобы еще больше подчеркнуть эксклюзивность напитка, на каждую из бутылок инновационной серии специально приглашенный каллиграф из Матенадарана вручную нанес уникальный номер, обозначающий бочку, в которой выдерживался спирт. Уникальны также этикетки с контуром горы Арарат и деревянная упаковка, выдержанная в концепции крафт.
Как выяснилось, ЕКЗ выпустил всего 1440 бутылок ARARAT Single Cask. Продаваться он будет только в Армении, причем с 1 ноября — в дьюти-фри, а с 1 декабря — в розничной сети. Цена бутылки емкостью 0,75 литра составит 90 тысяч драмов.
«Мы получили продукт, которым можно и нужно наслаждаться без купажирования, и он для настоящих ценителей», — отметил в заключение директор по производству ЕКЗ.
Ереван — Берд — Ереван
