ВО-ПЕРВЫХ, ВОЛОНТЕРСКИЙ ЛАГЕРЬ В ДЕТСКОЙ ДЕРЕВНЕ «SOS ИДЖЕВАН» отличается от остальных лагерей HUJ своим составом: уже второй год здесь работают добровольцы-долгосрочники, прибывшие в Армению на 12 месяцев. Каждый из них вне летнего лагеря работает в одном из проектов и выполняет различные функции в проектах HUJ на территории историко-культурного памятника Звартноц и Ереванского ботанического сада, в Центре содействия детям «Затик», Республиканском детском реабилитационном центре, Медицинском центре «Мурацан» и других местных организациях. Во-вторых, иджеванский лагерь HUJ исключительно армяно-немецкий. В-третьих, познавательная программа для волонтеров «SOS-Иджеван» имеет свою специфику и составлена вокруг не только популярных Гарни, Гегарда, Севана, Эчмиадзина, но и достопримечательностей Тавушского марза — одного из самых зеленых и самобытных.
Как рассказал руководитель лагеря Артур Алексанян, основная работа сводилась к организации досуга воспитанников Детской деревни «SOS». Для детей и подростков в возрасте от 3 до 16 лет волонтеры придумывали всевозможные занятия как развлекательного, так и образовательного свойства: настольные и спортивные игры, уроки рисования, скульптуры ручной работы, немецкого и английского языков.
«Мы не постоянные работники Детской деревни, а выполняем скорее функции фрилансеров, организуя досуг детей в их свободное от уроков время, однако это не мешает нам с большой ответственностью относиться к нашим обязанностям, заботиться о детях, приобщать к новым знаниям и навыкам, учить дружбе, общению с людьми с отличным от нашего мировоззрением», — говорит Артур.
«За 17 дней в лагере мы также обучали детей пению и игре на гитаре, разучили немало хитов, организовали различные культурные мероприятия, а также представили заключительный концертный спектакль. В него вошли сценки по сказке братьев Гримм «Заяц и еж», песенные и танцевальные номера из традиционного репертуара армянского и немецкого песенно-танцевального искусства, к которым мы вместе с детьми готовились с большим интересом», — продолжила рассказ Нора.
«ОФИЦИАЛЬНУЮ» ПРОГРАММУ РАБОТЫ ВОЛОНТЕРЫ ОБОГАЩАЛИ, КАК МОГЛИ. К примеру, на одном из уроков рисования они предложили детям попробовать себя в жанре портрета. Образы сверстников и друзей-волонтеров в их представлении вышли довольно оригинальными. Футбольные соревнования собрали всех, кто любит гонять мяч: подготовка к состязаниям проходила по утрам, во время физзарядки. Для девочек «SOS» немки-волонтеры организовали и курс парикмахерского искусства – учили делать разные прически. А по вечерам нередко устраивалась «дискотека по-волонтерски», на которой можно было не только потанцевать от души, но и попробовать себя в роли
диджея или певца. Нередки были для лагеря и походы. Как рассказала Нора Оперман, наибольшее впечатление на нее произвело исследование окрестных лесов с их незабываемой флорой и фауной, поход в Гошаванк и на Парз Лич.
«Походы порой походили на зоологическую экскурсию. В водных пространствах региона мы знакомились с разнообразием рыб, встречали разные виды лягушек, напоролись на черепах и иных животных. Отсутствие в лагере интернет-связи WiFi сыграло лишь на руку, избавив нас от компьютерной зависимости. Мы не знали, что происходит в мире, и решили восполнить отсутствие новостей собственной информацией, которую собирали в процессе походов, а вечером, выполняя роль репортеров, старались передать друг другу. Репортажи из леса, сводка ежедневных новостей, попытка журналистской интерпретации. Если учесть, что дети также выполняли работу фотографов, то можно представить, какими интересными получались их репортажи. Это незабываемо», — признается Нора.
Фритьофу Готману нравится не только волонтерская работа и ее организация в рамках HIJ, но и возможность ездить по Армении и открывать для себя много нового. Путешествуя автостопом, он частенько знакомится с людьми разных возрастов, профессий, характеров и социальной прослойки, общение с которыми, по его мнению, помогает глубже и лучше узнать страну. Однажды, направляясь в Дилижан, Фритьоф остановил туристический автобус. Оказалось, на нем путешествовали армяне из Москвы, и после нескольких минут общения туристы не только подружились с волонтером, но также угостили его едой и питьем. «Приятно повсеместно в Армении встречать столь широкое проявление гостеприимства», — говорит Фритьоф.
ШАРЛОТТА БЛЕЙ ПОЧТИ ГОД, КАК НАХОДИТСЯ В АРМЕНИИ, И ТАКЖЕ ПОЛНА ВПЕЧАТЛЕНИЙ. Она рассказала, как недавно решила посетить Тбилиси, который также ей понравился. Возвратившись в Ереван, она почувствовала, будто вернулась домой. Шарлотта не только ездит по стране, но и активно посещает всевозможные национальные фестивали. Чтобы ничего не упустить из происходящего, она с большим рвением изучает армянский язык. Этот урок обязателен для всех приезжих волонтеров HUJ. Шарлотта считает армянский язык красивым, а грамматику не очень сложной. «Армянские слова в корне отличаются по этимологии и произношению от слов в знакомых мне европейских языках, отчего изучать их становится намного интереснее, — заметила она и добавила на нашем языке: — Я уже хорошо говорю по-армянски».
«Друзья из Германии спрашивают, овладела ли я армянским языком, и я произношу в ответ «шаканакагуйн», «шноракалутюн» и много других сложнейших слов», — вновь подхватила беседу Нора Оперман. Она добавила, что приехала сюда по совету отца, который в прошлом году был в Армении с деловым визитом и не просто полюбил страну, но и объявил ее одной из самых безопасных стран мира. Подобную безопасность и дух свободы Шарлотта ощутила не только в Армении, но в Арцахе, где также провела несколько незабываемых дней.