13 октября в столичном кинотеатре «Москва» состоялась премьера документального фильма Анны Дерцакян «Моя рассеянная большая семья». В его основу легла книга Зория Балаяна, повествующая о знаменитом кругосветном путешествии парусника «Армения», который за два года прошел 80000 километров, побывал почти во всех уголках, где есть армянская диаспора и хотя бы одна наша церковь. Это уже второй фильм о путешествии «Армении». Операторами картины стали члены экипажа Самвел Бабасян и Айк Бадалян.
ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ РАССКАЗЫВАЛ О ТОМ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ. До «Армении» в 1988-2006 гг. была «Киликия» — армянский парусник, точная копия торгового судна времен Киликийского царства. Его строительство началось в 1988-1989 гг. под руководством президента Клуба морских исследований «Айас» Карена Балаяна. Руководствовались описаниями и иллюстрациями древних рукописей, хранящихся в Матенадаране. Все детали корабля «Киликия», кроме якоря, были созданы из тех же материалов, из которых строились парусники XIII века. Одежда, еда, быт, методы навигации и навигационные приборы у мореплавателей тоже были такими же, как и у средневековых киликийских купцов. «Киликия» путешествовала по семи морям. И вот 28 мая 2009 года уже преемник «Киликии» — парусник «Армения» — вышел из испанского порта Валенсия в открытое море, предприняв познавательную научную экспедицию «Месроп Маштоц». Парусом ему служил армянский флаг — надежным, оберегающим. Судно дошло до Гибралтара — до самых ворот Старого Света. И только потом, уже миновав Канарские острова, вышло в открытый Атлантический океан.
Название первого фильма отсылает нас к далеким временам Тиграна Великого. Армения в 15 наангов, или ашхаров, мощный государственно-политический, стратегический и общественный строй, границы, поддерживаемые сильной, непобедимой армией. «Армения от моря до моря» — это сочетание слов греет каждую армянскую душу, оно несет славу былого величия, вечную память о море… Не случайно парусник, которому предстояло пройти три океана, пересечь два экватора, дойти до самых далеких уголков планеты, тоже назвали «Армения» — как кусочек родины, идущий навстречу своим детям, разбросанным по всему миру, как любящая мать, готовая обойти весь свет, чтобы найти и согреть свое дитя. Недаром фильм этот посвящается всем армянским матерям.
ВТОРОЙ ФИЛЬМ ПОЛНОСТЬЮ ПОСВЯЩЕН СПЮРКУ. «МЫ — ЭТО АРМЕНИЯ, ЭТО НАШ СПЮРК, и, где бы ни жил армянин, он священно хранит свой язык и веру, — сказал З.Балаян. — Армения и Спюрк — одна большая семья, волею судьбы рассеянная по свету».
«Армения», пройдя самую южную точку мира, мыс Горн и Магелланов пролив, двигалась в сторону Чили, где проживают 1500 армян. Потом, минуя Южную Америку и двигаясь вперед, парусник достигает Центральной Америки, доходя до Панамского залива. Курс на остров Пасхи, Тихий океан и опять же территория Чили. Здесь принято обязательно оставлять на символических столбах табличку — сколько километров от острова Пасхи до того места, откуда прибыли путешественники. Что ж, теперь островитяне знают, сколько километров им предстоит пройти, прежде чем достигнуть Еревана и Степанакерта.
Далее были Новая Зеландия и Австралия. В этих странах армяне обосновались в конце XIX века. В Индонезии, на острове Ява, наши мореплаватели сделали самое настоящее открытие в общественно-социальном, культурном и религиозном плане. Они обнаружили здесь Армянскую церковь — забытую, которую было не просто отыскать. И спасти еще одну обитель нашей веры от забвения и, может быть, исчезновения. Затем парусник «Армения» приплыл в Индию, где в маленькой армянской общине Калькутты наши путешественники побывали на одном из уроков в армянской школе, ну и на старинном армянском кладбище.
…Спюрк — это не только география. И даже не только биография. Это некое уникальное в своем роде системное явление с элементами государственности. Достаточно напомнить, что мы имеем дело зачастую с организованными общинами, с действующими церквами, школами, политическими партиями, средствами массовой информации, киностудиями, культурными, благотворительными, спортивными, общественными организациями и структурами. И сверхзадача этого на первый взгляд трагического национального феномена заключается в том, чтобы сохранить самобытность и действенную историческую память. Рождаются дети. Пока живы бабушки и дедушки, в их домах царит армянский дух. Чуть становясь на ноги, они возводят армянские церкви, памятники, устанавливают в память о ком-то и о чем-то хачкары и обелиски.
А чего стоят богатейшие армянские музеи и библиотеки в Вене, Иерусалиме, на острове Святого Лазаря (Венеция), Лиссабоне, во многих городах Европы, Северной и Южной Америки, Австралии, Азии, Африки и особенно Ближнего Востока.
…БЛАГОПОЛУЧНО МИНОВАВ ВСЕ ПРЕГРАДЫ, «АРМЕНИЯ» ДВИНУЛАСЬ К ЕГИПТУ. Затем был Ливан и, наконец, Кипр, где 11 августа 2011 года наш гордый парусник с армянским флагом на рее прибыл в Лимасол, что на юге острова. Здесь команду судна встретили президент РА Серж Саргсян и президент Кипра Димитрис Христофиас. Теплые рукопожатия, объятия родных и близких. Долгая дорога к дому…
В какой бы стране ни побывала команда «Армении», представители армянской диаспоры семьями приходили к берегу, чтобы увидеть посланников родины. Они пели и танцевали, пускали в небо разноцветные шары. А главное — дети, охваченные восторгом. Дети, в семьях которых сохраняют армянскую самобытность, — язык, веру и культуру. Люди, взор которых в вечной тоске по родине направлен к Арарату. И парус, реющий над «Арменией», как Арарат…