Один корифей от экономики уверяет, что у Армении есть атомная бомба, а некая экзальтированная дама обещала превратить жизнь властей в ад, теперь вот появились переименователи улиц столицы, потому как названы они именами таких-сяких коммунистов и несут в себе отпечаток 70 ужасных, преступных, черных советских лет, принесших армянскому народу одни лишь беды и страдания.
Дискутировать с этими последними господами желания нет, тем более что многие уже высказались и напомнили инициаторам о месте Второй Республики в истории армянского народа. Меня лишь волнует, что вместо того, чтобы объективно оценить нашу недавнюю историю и жить с ней, некоторые пытаются окрасить все в черно-белые тона и переписать. В результате жертвой переписчиков окажется наша с вами родина.
Тут уместны слова Цицерона: первый закон истории состоит в том, чтобы бояться какой бы то ни было лжи, а второй закон в том, чтобы не бояться какой бы то ни было правды.
Наименования улиц и площадей, скульптуры и обелиски напоминают нам и гостям Армении о различных эпохах и деятелях. Естественно, в истории случаются ошибки в оценке того или иного человека. В новейшей истории, кстати, тоже. Но клеймить целую эпоху или ополчаться на Ленинград — символ победы над фашизмом, за которую армяне отдали 300 тысяч жизней, не просто глупость, а хуже. Это ошибка за гранью морали.
Недавно в «Литературной газете» (от 23-29 августа) я прочитал очерк о чете легендарных разведчиков Геворке и Гоар Вартанян. Сегодня все знают, что 19-летний Геворк (1924-2012 гг.) командовал группой молодых разведчиков, предотвративших покушение на Сталина, Черчилля и Рузвельта во время Тегеранской конференции. В статье приведено много интересных фактов из биографии разведчика. Укажу лишь один.
4 НОЯБРЯ 1979 ГОДА, КОГДА ИРАНСКИЕ СТУДЕНТЫ-ЭКСТРЕМИСТЫ захватили Посольство США в Тегеране, директору ЦРУ адмиралу Тернеру срочно понадобился специалист по Ирану. В Госдепе экспертов, которые бы устроили директора, не нашлось. Тогда его помощники предложили Вартаняна. Адмирал прислал за Анри (псевдоним Вартаняна) свой личный самолет, который доставил его из Нью-Йорка (где Геворк Андреевич владел монопольным правом на поставку в США персидских ковров) в Лэнгли, штаб-квартиру ЦРУ.
В дальнейшем Тернер проникся такой симпатией к Вартаняну, что стал приглашать его с Гоар на вечеринки, где присутствовал бомонд Вашингтона, в том числе и высокопоставленные сотрудники ЦРУ. Пара разведчиков времени не теряла — за коктейлями они устанавливали дружеские контакты, подбирая кандидатов на вербовку. Прекратили они посещать эти тусовки вслед за шифровкой Центра о намерении ФБР взять их в вербовочную разработку…
Вот, оказывается, с какими людьми приходилось общаться Геворку Андреевичу, и продолжалась эта деятельность за гранью риска до 1986 года, когда супругов вернули в СССР, безопасности которого (а значит, и Армении) они посвятили всю свою жизнь.
Как вы считаете, разве не следует увековечить память этих великих патриотов, «продавца персидских ковров» и его супруги? Предвосхищая вопли оппонентов, комплексующих от аббревиатур КГБ или СНБ, замечу, что изгаляться на эту тему неуместно. И их вряд ли поймут, скажем, в демократичнейших США, где президент Джордж Буш-старший до избрания работал директором ЦРУ, и ничего зазорного в этой строке биографии рядовые американцы не видели. Наоборот, во всех странах с уважением относятся к тем, кто работает на национальную безопасность.
Геворк Вартанян заслужил, чтобы его бюст появился у здания СНБ РА. При жизни его имя знали единицы. Так давайте хоть после ухода воздадим человеку по заслугам. В России это сделали. Причем на уровне президента В.В.Путина, который лично и трогательно выразил соболезнование на похоронах вдове Гоар Левоновне. А некоторые из нас в очередной раз завели пластинку «об ужасных и бесчеловечных 70 годах». Вы лучше на себя со стороны посмотрите. Прикиньте, что от вас в истории останется. Вряд ли название улицы. Вот на заборе или в интернете про некоторых политиков кое-что периодически пишут. Но не думаю, что это им очень нравится.
Гагик ДОРУНЦ