ПОЛЬЗОВАТЕЛИ СОЦСЕТИ FACEBOOK, БЛОГОВ И ФОРУМОВ НА САМОМ ДЕЛЕ ВЕЛИ СЕБЯ ОТНЮДЬ НЕ ТАК СМИРЕННО. Часть их активно праздновала иноземный праздник, а другая – вела борьбу с «сатанинской вакханалией, разрушающей основы традиционного, исконно народного начала». Противники «демонического праздника» обвиняли френдов из другого лагеря в необдуманном следовании чужим, антихристианским традициям. «Как вы не понимаете, сколько преступлений совершается в этот день по всему миру, сколько детей похищается и приносится в жертву т.н. злым духам, которых задабривают?! Сеть изобилует видео- и фотоматериалами о том, как родители в Армении красят лица своих детей, облекая их в демонические образы. Как же вы не понимаете, невежи, что тем самым потворствуете непонятным силам, которые не такие уж нереальные, как вам кажется, и лишь условно именуются термином «Сатана»?! В любом случае, даже если все это оставить в стороне, это образы злые, в них нет света и добра, и они негативно влияют на детскую и подростковую психику», – написали Зара Арутюнян и Армине Петросян. В ответ Александр В. Глазунов возразил: «А почему прыжки через костер в ходе армянских, в том числе церковных, праздников никакого христианского протеста не встречают, не кажутся противобожественными, и все для всех в порядке вещей?!» Ваагн Малоян между тем заявил: «Я только надеюсь, что Армянская Апостольская Церковь не станет дублировать и этот праздник».
Некоторые активисты призвали и противников, и апологетов этого праздника не драматизировать события, а просто расслабиться и смотреть на вещи проще. Гаяне Бояханджян в связи с этим написала: «Амшенские армяне, например, сохранили традицию весело отмечать Праздник всех святых Ветхого и Нового Заветов, известных и неизвестных, на котором есть ряженые с разными страшными масками, они ходят по домам, стучат в двери и гостинцы получают. В этом нет ничего дурного. Тем более что в нашем городе это просто забава для молодежи. А то все будни да будни, сплошная рутина». Майя Тохалян добавила: «Halloween или Барекендан – не имеет значения. Не упускайте любой повод погулять, повеселиться, быть ближе к семье, друзьям. Просто веселитесь!» Некоторые юзеры иронично напомнили, что впереди еще одно великое побоище – по поводу того, праздновать День Святого Валентина или Праздник Сурб Саркиса, и призвали «крепиться, полечить нервишки для смелых атак в важнейшей теме по обеспечению патриотичности Дня влюбленных, ибо армянская общественность не привыкла просто валять дурака, ей нужны эпические поводы и аргументы национального масштаба для любых событий и явлений». И только Армен Ханбабян политизировал даже этот вопрос: «Надо, чтобы у нас был свой национальный Хеллоуин! При этом в качестве ужасов надо надевать маски-личины некоторых политиков. Не секрет, морды кое у кого такие, что увидишь – не проснешься. В этом случае мы встанем на правильный путь национального самозабвения и самолюбования!»
МЕЖДУ ТЕМ НА ФОНЕ ИТОГОВОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА сетевое сообщество занялось «самодовольной физиономией» премьер-министра Карена Карапетяна, особенно не угодившего публике заявлением насчет оптимизации госаппарата, школ и сокращения штата педагогов: «Говорят, мол, как можно сокращать учителей? Но разве вы мало примеров знаете, когда учитель не учитель, когда его сложно назвать учителем и лучше, чтобы он и вовсе не работал по этой специальности. То же самое касается и врачей». «А кто определяет, когда премьер не премьер и его сложно назвать премьером, депутат не депутат, а чиновник не чиновник?! Кто бы рассуждал о не состоятельности представителей других профессий! Чья бы корова ни мычала, ваша бы молчала, господа!» – отпарировали возмущенные активисты во главе с Анаит Овсепян. Не понравились юзерам и заявления Карапетяна касательно проекта госбюджета на 2018 г. и налогово-бюджетной политики. «Господин жилетик вновь в своем репертуаре!» – написала Маня Саргсян. Не найдя логику в рассуждениях главы правительства, Гарегин Мискарян в свою очередь заявил: «Видать, премьер недавно грибы кое-какие собирал». Завсегдатаи Сети во главе с Мамиконом Тосуняном заявили о зарождении нового явления – «галустизмия», и к этому разряду решено было впредь относить перлы политиков в стиле «Гиганта Мысли Галуста Григорича Саакяна». И только David Sand безо всякой иронии констатировал отношение к персоне премьера Карапетяна: «А ведь молодец, столько времени всех дурит, а все еще куча народу в него верит».
Скверное настроение виртуальной публики еще более усугубилось в связи с новостями о том, что на рынок Армении выходит мировой ГМО-гигант – транснациональная корпорация Monsanto, занимающаяся производством генетически модифицированных семян и ядов для их обработки. Впервые в качестве объекта жесткой критики выступил анонсировавший данное событие поверенный в делах Посольства США Рафик Мансур. «Этот американец вообразил, будто мы туземцы или какое-то там африканское первобытное племя, на которых можно ставить опыты и ни о чем не переживать. Мы покажем, что без учета мнения общественности у нас такие трюки не прокатят. Эта опасная и наукой не исследованная ГМО-продукция и сельскохозяйственные ядохимикаты, вызывающие рак, в ЕС строго запрещены, а вот в некоторых странах ЕАЭС и бывших советских республиках компания успешно продвигается. Если она утвердится и здесь, наступит конец Армении. У кого из руководства спросить: на хрена вы позволяете Monsanto внедряться в нашу страну?!» – выразили коллективное возмущение Зорик Харазян и группа солидарных с ним френдов.
МАСЛА В ОГОНЬ ПОДЛИЛА ЗАПИСЬ ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНОГО РОК-МУЗЫКАНТА, солиста группы System of a Down Сержа Танкяна: «Армяне, пожалуйста, не следует вестись на все это. Есть достаточно доказательств того, что продукция Monsanto отравляет окружающую среду, они производят вещества, убивающие пчел. Их «хищные», генетически модифицированные продукты положат конец чистой органической продукции. У этой компании такая испорченная репутация, что ее давно именуют в США и Европе «корпорацией зла». В отличие от США, в Армении я имею возможность наслаждаться вкусом экологически чистых, сочных натуральных яблок – плодом многолетнего сельскохозяйственного труда. Пусть и впредь все будет так. «Благодаря» Monsanto я не могу найти такие яблоки в США». После этого удрученная армянская виртуальная общественность окончательно решила бойкотировать выход этой компании на рынок и РА, а Анна Мазманян предложила: «Нужно немедленно собрать экспертов и представителей Минсельхоза в эфир. Необходимо максимально трубить об этом». В ответ замдиректора Общественного радио Лика Туманян обещала: «Это война с ГМО. Слушайте наш эфир. Мы не диванные войска – в фейсбуках строчить. Будем выводить на общественное осуждение в реале. Хотя без диванных войск никак не обойтись». В итоге Андрей Дрёмов предупреждающе написал: «Это станет концом Армении, надеюсь, у наших чиновников хватит ума не допустить такого».
Однако мало кто верил в способности властей противостоять глобальным проектам: столь скорбный вывод юзерами был сделан на фоне запуска железной дороги Баку — Тбилиси — Карс, который вверг «диванные войска» в настоящее уныние. В конце концов не выдержал военный эксперт Карен Вртанесян: «Уважаемые, в том числе журналисты, объясните, в чем кайф столь усердного тиражирования одного из самых старых тезисов азербайджанского агитпропа – об «изоляции Армении»?! Объясните, чем существование этой железной дороги «изолирует» Армению, если она начинается в Азербайджане и заканчивается в Турции, в двух странах, которые для нас закрыты вот уже 25 лет? Да, это выгодно Азербайджану, но каким боком это «изолирует» Армению? Что касается мнения, мол, если бы в этом проекте принимал участие Иран, то все было бы еще хуже, то отмечу: у нас с Исламской Республикой нет железной дороги и вряд ли будет в ближайшие десятилетия, так что и присоединение Тегерана особо бы повестку не изменило. Кстати, Иран, Азербайджан и Россия также намерены построить железную дорогу и, скорее всего, реализуют эту программу лет через десять, однако и это не сделает нашу «изоляцию» сильнее».
Эдгар Элбакян поспешил подтвердить: «На самом деле Армения была всерьез изолирована еще в 1989-1993 гг., а все остальное – побочные последствия осуществляемой блокады». А Геворк Аветикян в свою очередь подчеркнул: «Большей изоляции Армении может способствовать то обстоятельство, если не построят транспортный коридор Север — Юг, закроют КПП Верхний Ларс, упадет мост на реке Аракс. А вот железная дорога БТК действительно ни при чем».