Госпожа Андреа МЕЛЛИС, канадский режиссер и певица, живущая в Австрии, буквально на днях собирается приехать в Ереван, чтобы обсудить возможность постановки здесь мюзикла «Увольнение в город» Леонарда Бернстайна, и у нее уже обговорена встреча с художественным руководителем нашего оперного театра маэстро Константином ОРБЕЛЯНОМ.
КРАЙНЕ ВЗОЛНОВАННЫЙ ТАКОЙ НЕОРДИНАРНОЙ НОВОСТЬЮ, я связался с госпожой Меллис, которая подтвердила свое намерение поставить мюзикл на сцене нашего Национального оперного театра и проинформировала, что в данный момент занята поиском средств для реализации своего проекта.
— А почему вы решили поставить этот мюзикл именно в Армении?
— Я давала мастер-классы и регулярно проводила различные занятия в Армении начиная с 2013 года и буквально влюбилась в страну и ее таланты. В одной из встреч с маэстро Орбеляном мы обсудили проведение некого летнего сезона бродвейских и уэст-эндских мюзиклов. А так как я в прошлом году поставила оперу вместе с молодыми армянскими певцами, мне захотелось продолжить работу и в этом направлении.
— А почему именно Бернстайн и именно этот мюзикл? Ведь есть более популярные его мюзиклы? Та же «Вестсайдская история», например.
— В 2018 году отмечается столетие со дня рождения композитора, и это будет моим вкладом в чествование этого неординарного мастера. Я выбрала именно «Увольнение в город», который, кстати, уже дважды ставила на разных сценах из-за его серьезного сюжета — трое молодых моряков проводят свою увольнительную прогулку в Нью-Йорке перед отправкой на войну и никто не знает — вернутся ли они живыми. И прекрасной музыки. Конечно, «Вестсайдская история» более популярна, но для ее постановки нужны очень хорошие певцы, умеющие хорошо танцевать. «Увольнение в город» не такой по своей стилистике, там нет сложных танцевальных сцен.
Я знаю, что в Армении много талантливых танцоров и певцов и думаю, что тут сыграют свою роль творческий интерес и желание сделать что-то новое в искусстве. Уверена: в процессе подготовки этого проекта найду артистов, у которых есть природный дар к этому жанру, и мне нужно будет только помочь им подготовиться.
— Вы собираетесь пригласить актеров из оперного театра или будете проводить кастинг и набирать молодых артистов?
— Мы с маэстро Орбеляном решили, что дадим шанс попробовать себя как можно большому количеству молодых людей и поэтому проведем кастинг. Я очень люблю, когда профессионалы и начинающие актеры работают вместе в одной команде. Каждый привносит в процесс что-то свое. Профессионалы — знания, опыт, дисциплину, молодежь — свою энергию и энтузиазм. Мы уже опробовали этот вариант, когда ставили в Ереване оперу «Просветитель», да и в течение всей моей карьеры много раз делала именно так, и результат неизменно получался положительным. В этом спектакле есть две роли, которые я бы хотела отдать профессионалам — роли мисс Дайли и мистера Питкина: знаю, что молодая часть труппы сможет многому научиться у своих старших товарищей, наблюдая за их игрой.
— Мюзикл как жанр не везде популярен. В США, Европе, но не в Азии и у нас на Кавказе. С чем это связано?
— Интересное наблюдение. Могу сказать, что я ставила спектакли и видела многие из них в Канаде, США, Европе, России, Южной Корее, Китае и Японии. Знаю также, что мюзиклы ставят в Аргентине, Бразилии и Мексике, так как готовила к постановкам вокалистов из этих стран. Как мне кажется, в Армении уже появился большой интерес к этому жанру. Когда в первый раз приехала в Ереван, я помогла подготовить детский конкурс музыкального театра в музыкальной школе им. Анаит Цицикян. А когда впервые появилась в Вене, люди говорили: «Зачем нам мюзикл? У нас уже есть опера и оперетта». На что я всегда отвечала: «Вена — это столица, и она должна иметь все!» И сегодня Вена — один из центров европейского музыкального театра, в работе которого задействованы многочисленные артисты и технические работники.
Чувствую, что нечто подобное будет и с Ереваном. Ведь к вам в столицу приезжают туристы со всего света, и они должны иметь возможность провести вечер в зависимости от своих интересов. А кроме того, это даст возможность молодым артистам выбирать, в каком жанре им дальше совершенствоваться и работать. Почему они должны покидать свою страну, чтобы учиться и искать работу? Ну и, конечно, еще один аспект «домашнего мюзикла» заключается в том, что наличие такой возможности позволит армянским авторам писать новые театральные пьесы уже на армянские темы, композиторам сочинять музыку, музыкантам и артистам даст работу. Так начиналось в Америке, Англии и Австрии. Почему бы не попробовать и в Армении?
Во время моей работы над «Просветителем» я почувствовала, насколько важно этим молодым артистам, певцам получить серьезный тренинг в хореографии и актерском мастерстве. Да, у них прекрасные голоса, но большинство из них буквально не может ступить пару шагов влево или вправо, чтобы не потерять равновесия. У них очень мало опыта и знаний о науке движения, жеста, выразительности. Та подготовка, которую они получат в ходе занятий в жанре мюзикла, очень поможет им в дальнейшей карьере, причем в любом жанре. И не надо забывать, что мюзиклы 30-40-50-х годов в Америке, которые позже стали популярны в Европе и снова в Америке, исполнялись опытными оперными певцами, которые могли и хорошо танцевать. И совсем не обязательно быть рок- или поп-звездой, чтобы участвовать в мюзикле. Но если быть откровенной, то, конечно же, больше хотела бы ставить оперы.
— Постановка хорошего мюзикла стоит хороших денег. Где вы их собираетесь найти?
— Мы обратились к принципу народного пожертвования, и если нам удастся собрать столько денег, то все они пойдут на оплату приобретения прав на поставку и закупку материалов, что очень дорого. Что касается недостающей суммы, то мы еще только на пороге планирования всего процесса и, когда дело дойдет до постановки, мы возьмем котомку и пойдем с ней «по кругу».
— С артистами понятно, а хореографы, костюмеры будут местными кадрами или вы привезете их из Европы?
— Сейчас еще очень рано говорить о деталях, но я бы хотела, чтобы это были здешние специалисты, как это было при постановке «Просветителя».
— Если вам удастся поставить мюзикл, это будет разовая акция или он войдет в репертуар театра?
— Еще рано об этом говорить, но я надеюсь, что современный музыкальный театр станет еще одной частью культурной жизни Армении с регулярными представлениями, тренировочной базой для будущих молодых актеров. Я работала в Венском университете заведующей курса музыкального театра на протяжении многих лет и хорошо знаю, как и чему надо учить будущих артистов этого жанра.
