Логотип

МИНУС 9

Итак, в обнародованном в последний день октября популярном индексе условий ведения бизнеса Doing Business 2018 (индекс DB традиционно рассчитывается группой Всемирного банка на год вперед по текущим данным) Армения уступила сразу 9 позиций, опустившись с предыдущего 38-го места на 47-е среди 190 стран мира. 

«ХОТЯ В ОТЧЕТЕ МЫ ЗАФИКСИРОВАЛИ УВЕЛИЧЕНИЕ ИНДЕКСА НА 0,59 ПУНКТА, что является основой рейтинга, в условиях жесткой конкуренции между странами этого было недостаточно не только для движения вперед, но даже для того, чтобы удержать прежние позиции», — заявил по этому поводу премьер-министр Карен Карапетян.

Дело в том, что Всемирный банк с 2014 года перешел к расчету рейтинга по методу «расстояния до наилучших практик» (последняя равняется 100 баллам). И Армения сократила разрыв до «наилучшей практики» с прошлогоднего индекса в 71.92 до нынешнего — 72.51. Разницу между ними и назвал глава правительства. Для сравнения: у занявшей в рейтинге 1-е место Новой Зеландии означенный индекс равен 86.55, у Германии и США — около 82 баллов, у России — 75.5, у Китая — 65.3 балла.

Таким образом, можно констатировать, что Армения за последний год по облегчению условий для бизнеса двигалась вперед, однако другие страны делали это быстрее и решительнее, что и обусловило ухудшение наших позиций среди других в DB 2018. Следует также иметь в виду, что в ТОP-50 рейтинга конкуренция значительно острее, нежели в остальной, средней и низшей, части, и Армения еще несколько лет назад вошла в зону повышенной конкуренции. Не случайно, что нашими соседями и прямыми конкурентами по рейтингу являются такие страны, как Румыния и Италия (идут непосредственно впереди нас), а также подпирающие Армению сзади Венгрия и Мексика. И понятно, что в этих странах так же активно улучшают качество условий ведения бизнеса, стараются продвигаться вперед. Кстати, когда премьер, отвечая на вопрос, как возможно привлекать инвестиции при такой позиции в рейтинге, указывает на Бельгию («а что, туда не вкладывают инвестиции?»), то более удачным примером представляется та же Италия, которая в рейтинге маячит прямо перед нами (46) — при том, что у Бельгии лишь 52-я позиция.

И ВООБЩЕ ДЛЯ НАС УЛУЧШЕНИЕ РЕЙТИНГОВ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ САМОЦЕЛЬЮ: главным критерием все равно будут вызванные улучшением рейтингов объемы инвестиций. И если правительство, как утверждает премьер, по итогам года-другого добьется в этом плане существенных достижений, то мы как-нибудь переживем падение в рейтинге. Тем более что следует быстро продвигать реальные реформы, которые приведут к приемлемым для жизнеспособной экономики безбарьерным правилам ведения бизнеса, а не учиться проводить реформы, скажем так, адаптированные под DB.

Конечно, инвесторы на рейтинги ориентируются, но они важны скорее для глобальной оценки страны. Когда же речь заходит о более глубоком, нежели 10 индикаторов DB, анализе, то важно показывать не только рост в рейтинге, но и реформы по ключевым проблемам. То есть рейтинг — это лишь срез общей картины, а главное — это динамика частных инвестиций, которой по итогам года нас и обещают удивить в правительстве.

Тем не менее обидно, конечно, что в рейтинге DB 2018 нас обошли практически все партнеры по ЕАЭС, кроме Кыргызстана (77): Россия заняла 35 место, Казахстан — 36, Беларусь — 38. Еще более обидно, что соседняя Грузия входит уже не только в крайне желательную для многих стран типа России и Армении ТОP-20, но и заняла престижное 9-е место. С другой стороны, мы обошли наших недружественных соседей — Азербайджан (57) и Турцию (60).

Если обратиться к конкретным показателям, то есть к тем самым 10 индикаторам, по которым рассчитывается место страны в DB, то следует заметить, что лишь по 4 из них Армения зарегистрировала движение вперед, по остальным же 6 ситуация осталась неизменной. Самый большой прогресс зарегистрирован у нас по показателю подключения к электросетям, хотя эта позиция все равно продолжает оставаться довольно слабой (66 место). В целом же Армения продолжает занимать высокие места по таким показателям, как «регистрация собственности» (13) и «открытие бизнеса» (15). В числе самых худших позиций — «разрешение неплатежеспособности», то есть вопросы регулирования банкротства (97), «получение разрешений на строительство» (89) и «уплата налогов» (87). Кстати, законодательство по банкротству у нас за последние четверть века претерпело многочисленные изменения, однако продолжает оставаться ахиллесовой пятой для условий ведения бизнеса. В настоящее время в Минюсте РА готовится новая редакция закона о несостоятельности (банкротстве), так что будем надеяться на реальный прогресс в этой важнейшей сфере рыночной экономики и соответственно на серьезное продвижение вперед с нынешнего малопочетного 97-го места в следующем рейтинге DB.

В РЕЙТИНГЕ НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАН ПРОГРЕСС ПО ПОКАЗАТЕЛЮ «международная торговля» (52) и чуть выше уже упоминавшаяся «уплата налогов» (87). И это очень странно, так как правительство, к примеру, на самом деле за последний год приложило немалые усилия в направлении упрощения и ускорения растаможивания при трансграничной торговле, а также в плане упрощения для бизнеса уплаты налогов, в том числе и посредством внедрения электронных способов. Скорее всего, в рейтинге были учтены не все проведенные в Армении реформы — в частности, продолжающиеся по сей день «цифровые» реформы в налоговой сфере, ускорение экспортно-импортных процедур, сокращение числа контрольных процедур для добросовестных компаний и т.д. — и это позволяет надеяться на то, что наша страна продвинется сильнее в следующем рейтинге DB.

Как бы то ни было, глава правительства уже распорядился сформировать межведомственную комиссию «с личной ответственностью» ее членов, которая будет заниматься активными работами в плане улучшения бизнес-климата в стране и прежде всего наведет порядок в судебной системе.