20 октября Ширакский центр арменоведческих исследований НАН РА (ШЦАИ) в торжественной обстановке отметил 20-летие со дня своего основания, на котором присутствовали и выступили глава Ширакской епархии епископ Микаел Ачапагян, марзпет Ширака Артур Хачатрян, академик НАН РА Юрий Суварян, председатель Государственного комитета по науке Министерства образования и науки РА Самвел Арутюнян, заместитель мэра Гюмри Рубен Саноян и другие – арменоведы из Еревана, руководители и представители научных организаций и высших учебных заведений Гюмри. Cотруднии ШЦАИ, отличившиеся в течение истекших 20 лет своей научной деятельностью, удостоились благодарственных и похвальных грамот ширакского марзпета и НАН РА.
Именно в 1997 г. решением правительства и НАН РА в Гюмри был основан ШЦАИ, но в этой связи все чаще вспоминаются 90-е годы: они отложились в памяти ереванцев и жителей всех областей Армении как самые трудные для страны.
ПОСЛЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ 1988 ГОДА ОСТАЛИСЬ ОДНИ ВОСПОМИНАНИЯ о втором городе Советской Армении — Ленинакане: аварийными стали промпредприятия, люди, лишившиеся своих рабочих мест, вынужденно обрекли свои семьи на голодное существование в холодных времянках, но страшнее всего были потери родных. Мы их оплакиваем до сих пор, должно родиться еще одно поколение, чтобы утихла боль.
В те годы большая часть гюмрийцев была растеряна и подавлена, отрешенность и самоуглубленность были так всеобъемлющи, что на улицах города люди не замечали даже друзей и родных. И вдруг – как гром с ясного неба: в ноябре 1994 г. объявлена научная конференция местных арменоведов. Невольно подумалось тогда: что за парадокс, повсеместно в Армении закрываются НИИ, научные центры, лаборатории, а тут не санкционированный правительством и Академией наук симпозиум?
Конференция состоялась в зале Дворца культуры ленинаканских текстильщиков. В годами нетопленом зале было морознее, чем на улице: изо рта валил пар, но приглашенные и пришедшие слушали доклады не шелохнувшись, перед нами на сцене происходило чудо сродни героизму – в городе, потерявшем все надежды на будущее, группа молодых ученых (кандидат филологических наук Серго Айрапетян, кандидат исторических наук Саркис Петросян, директор Краеведческого музея Амазасп Хачатрян и другие) утверждала перспективу.
20 ЛЕТ СПУСТЯ, КОГДА ДИРЕКТОРУ ШЦАИ, ДОКТОРУ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК (СПЕЦИАЛИСТ ПО ГРАБАРУ) СЕРГО АЙРАПЕТЯНУ ректор Гюмрийского пединститута Саак Минасян вручал почетную грамоту, вспомнился эпизод из жизни Серго: 7 декабря 1988 г. рухнул и корпус филфака, он тут же организовал спасательные работы, вооружился лопатой и киркой и стал высвобождать из-под развалин своих студентов. Когда ему сообщили, что его сын остался под развалинами дома, он ответил: «Бог всемилостив, я здесь спасаю чьих-то детей, кто-то спасет и моего сына». Так и случилось: в Армении никогда не было чужих детей.
Доктора исторических наук Саркиса Петросяна знаю с начала 60-х годов: учились в ЕГУ, жили в студенческом общежитии N1 на ул. Кирова, уже тогда он серьезно занимался арменоведческими изысканиями. Решением научного совета университета исследования Саркиса Петросяна и его однокурсника Левона Тер-Петросяна были отправлены на всесоюзные студенческие чтения, но они не были приняты в Москве. Сегодня все обстоит иначе: в ежегодных международных конференциях ШЦАИ в обязательном порядке принимают участие историки зарубежья и СНГ (их доклады и сообщения опубликованы во всех 20 томах периодического сборника статей ШЦАИ «Научные труды»), которые отмечают в своих выступлениях значительный вклад армянских общин в социально-экономическое, военно-политическое и культурное развитие их стран и регионов. Фактически армянский народ в течение истекших столетий создавал историю не только своей страны, но и других стран. Это происходит на фоне упорной деятельности наших ближайших соседей (Турции, Азербайджана и Грузии), направленной на уничтожение ’ армянского наследия в своих странах, которые присваивают себе нашу этнокультуру, памятники национального зодчества и даже объявляют своими территории нашего нынешнего проживания. Вот почему приходится считать арменоведение дисциплиной политической значимости.
Ширакский центр арменоведческих исследований имеет 18 научных сотрудников, из них 2 доктора наук и 13 кандидатов наук. Пожалуй, археолог Амазасп Хачатрян мог бы стать третьим доктором наук ШЦАИ, но он обходится без ученых степеней. Судите сами: за эти годы под его руководством или при его непосредственном участии было исследовано более 10 археологических памятников, в том числе античные некрополи Бениамина, пещерный пригород Ани в Ахурянском ущелье, крепость-поселение Айкадзора позднеурартского периода, храмовый комплекс Мец Сепасара эпохи ранней бронзы, азатанское поселение – некрополь с трехслойной культурой и т. д.
В ТЕЧЕНИЕ ИСТЕКШИХ 20 ЛЕТ ОПУБЛИКОВАНО 520 СТАТЕЙ НАУЧНЫХ сотрудников центра, 70 из которых – за рубежом, 9 сборников материалов международных научных конференций «Историко-культурное наследие Ширака», два тома из серии «Археологические и историко-культурные исследования Ширака», 20 монографий («Классы и появление трехклассовости в Древней Армении», «Восточный Ширак в первой половине XIX в.», «Античные некрополи Ширака», «Пережившие Великий Геноцид», три объемных сборника новоявленных архивных документов и материалов, в том числе «Александропольская губерния в статистических материалах: XIX–XX вв.», «Западноармянские переселенцы в Александропольской губернии в 1914-1922 гг. ») и т. д.
Понятно, что данные публикации имеют принципиально важное значение для арменоведения в целом, но не менее важно и то, что сотрудники ШЦАИ делают серьезные попытки возродить и утвердить в обществе порядком забытые национальные традиции, обряды, семейные и общественные устои александропольцев и т. д. По моему глубокому убеждению, ценность арменоведческих исследований не только в выявлении и публикации исторических фактов, но и в их пропаганде в обществе. Так, научный секретарь ШЦАИ, кандидат искусствоведения Асмик Арутюнян изыскивает пути к созданию ашугской школы в Гюмри. Скажем прямо, задача эта из архисложных: последний ашуг Ленинакана Игит стал обучать своему ремеслу Ованеса Айрикяна с 13 лет, в настоящее время ашуг Овер (каманчист с консерваторским образованием) живет в Ереване, руководимая им музыкальная группа народных инструментов «Тоника» неизменно возвращается с международных конкурсов победительницей.
Этнопсихолог Карине Саакян начала с этнопсихологических исследований зоны бедствия (психокоррекция в стрессовых ситуациях, ,»фольклор бедствия» и т.д.), затем не менее активно стала изучать празднично–обрядовую систему региона. По ее инициативе вот уже 7 лет в Шираке периодически проводятся праздники Сретения, Пасхи, Св. Саргиса, хлеба, национальной кухни и т. д.
Два года подряд сотрудниками центра в рамках Летней школы молодых историков, в которой принимали участие молодые учителя и аспиранты не только Ширакской области, но и других регионов Армении, в ареале древних крепостных сооружений и поселений, в музеях и картинных галереях проводились семинары и практические занятия. Через два года совместный проект НАН РА и ШЦАИ из-за отсутствия финансовых средств прекратил свое существование. Сотрудница центра Карине Алексанян, координатор проекта, по достоинству оценив значимость и актуальность проекта, основала общественную организацию, привлекла к ее деятельности 20 ветеранов педагогики и 40 молодых учителей области.
Подвижнический научный труд гюмрийцев не оценен до сих пор: на всю область лишь два члена-корреспондента и ни одного академика. Не пора ли НАН РА воздать должное деятелям науки ШЦАИ?
P.S. Под занавес юбилейного заседания попросил слова и археолог Амазасп Хачатрян, выразивший от имени сотрудников ШЦАИ и гюмрийцев Геворку Гарибджаняну, Сергею Амбарцумяну, Владимиру Бархударяну, Амаяку Казаряну, Саркису Арутюняну и первому марзпету Ширака Арарату Гомцяну благодарность за поддержку в основании Ширакского центра арменоведческих исследований.
