Логотип

АРМЕНИЯ — РОССИЯ: ГРАБЛИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА

ТО, ЧТО ТВОРИТСЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ В АРМЯНО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ, немного напоминает византийские временa, когда воссоединение Армении, ее возрождение как сильного и целостного государства, со стороны Византии воспринималось как помеха на пути реализации имперских амбиций Константинополя. Используя старый и проверенный метод — «разделяй и властвуй», византийский император Василий Второй завоевал большую часть армянских земель и начал проводить политику переселения армян на окраины империи.

В 1044 году он обманом приглашает в Константинополь последнего царя из рода Багратидов Гагика II, предлагая последнему сдать столицу Ани Византии, на что Гагик II отвечает: «Я — царь Армении и не отдам тебе страну. Ты обманом привел меня в Константинополь». Но надменность речи армянского царя уже не имела значения, его заставили отречься от престола… В 1045-м Ани окончательно покорилась византийцам.

Однако, уничтожив армянскую государственность, армию, осуществляя политику переселения армян, ослабив и раздробив Армению, Византия фактически открыла врата перед турками-сельджуками. Уже в 1071 году под Маназкертом состоялось сражение между войсками императора Диогена IV и Алп-Аслана, которое закончилось поражением Византии. Этот день стал началом конца Византийской империи, которая окончательно распалась в 1453 году. Известно, что могущество государства во многом определяется крепостью его врат: обескровив Армению византийские императоры сами открыли свои ворота перед турецким нашествием.

История имеет свойство повторяться, тем более что сегодняшняя Россия часто позиционирует себя в качестве преемницы Византийской империи и, похоже, может в очередной раз наступить на старые грабли. Очень старые грабли, поскольку, как свидетельствует история, армяно-российский союз всегда подвергался испытанию на прочность непродуманными шагами Москвы.

К примеру, в начале ХХ века, казалось бы, очевидна симпатия армянского народа к России как к стране — носительнице высоких духовных ценностей, стране, с союзом с которой многие армянские политики справедливо связывали безопасность и развитие армянского народа. Однако в конце XIX — начале XX вв. ответом на эту симпатию неожиданно стал царский указ о закрытии армянских школ и конфискации церковного имущества… Более того, продолжая следовать византийскому принципу «разделяй и властвуй», стала реализовываться политика вооружения кавказских татар, в результате чего на Кавказе прошли массовые армяно-татарские столкновения.

Большевистская Россия, увы, продолжила ущербную политику. В 1919-1920 годах именно большевистская Россия в утопической идее распространить революцию на Восток предоставила большое количество оружия и золота кемалистской Турции. Оружие это было использовано Анкарой против греков и армян, чтобы переписать итоги Первой мировой войны. Дальше — больше: в результате тайного сговора Москвы и Анкары Армения фактически была разделена между Турцией и Россией. Турция получила Карс и Сурмалу, Россия советизировала Восточную Армению, Советский Азербайджан получил свой бонус в виде Нахиджевана и Арцаха.

Не напоминает ли это сегодняшнюю ситуацию, когда, желая вывести из-под влияния Запада Турцию и окончательно втянуть в свою орбиту Азербайджан, Москва своими шагами способствует усилению влияния Анкары в регионе, продолжает поставлять Азербайджану современное вооружение, и стоящие на рубежах армянского государства солдаты осознают, что стреляют в них именно из русского оружия?

Похоже, в определенных российских политических кругах сегодня вновь выдают желаемое за действительное, либо протурецкие круги России толкают государство на геополитические катаклизмы: иначе как можно в трезвом уме довериться обещаниям Баку и Анкары?

ТРУДНО ПРЕДСТАВИТЬ, ЧТО В МОСКВЕ НЕ ПОМНЯТ, КАК ТУРКИ ПО ЗАКАЗУ Вашингтона и с попустительства украинской политической верхушки в 2002-2008 гг. внедрили в разные структуры Крыма порядка 20 млн долларов и всячески поддерживали известный своим русофобством Меджлис татарского народа Крыма. Трудно представить, что военное руководство России забыло, что один из главных элементов американской ПРО дислоцирован именно в Турции (регион Малатия) и, по сути, нацелен не столько в сторону Ирана, сколько в сторону России.

Исходя из вызовов национальной безопасности Кремлю стоит скорректировать свою политику по отношению к Армении, более последовательными шагами способствовать прогрессу республики. К примеру, те финансовые средства, которые тратятся на программу «Переселение соотечественников», программу, которая опустошает людской капитал Армении, полезнее было бы инвестировать в укрепление армянской экономики. Или помочь укреплению сельских общин Армении заключением договоров о реализации весомой части сельхозпродукции в России.

Российский капитал активно присутствует в Армении, но Москва может сделать еще немало, чтобы укрепить безопасность своего союзника, способствовать его экономическому подъему. Такой подход был бы лучшей инвестицией в обеспечение безопасности самой России.

Назели МАРГАРЯН, литературовед