Логотип

БЮДЖЕТ-2018: РЕАЛЬНЕЕ НЕ БЫВАЕТ

МИНИСТР ФИНАНСОВ ВАРДАН АРАМЯН, ПРЕДСТАВЛЯЯ В ТОМ ЧИСЛЕ НА СЛАЙДАХ структуру и заложенную в главном финансовом документе страны налогово-бюджетную политику, отметил, что последняя создаст основы для обеспечения в будущем серьезного экономического роста. Что в свою очередь позволит эффективнее решать стоящие задачи в долгосрочной перспективе. По его словам, расходная политика, ставя во главу угла экономический рост, безопасность и социальные задачи, нацелена на повышение привлекательности страны. Доходная же ориентирована на рост налоговых доходов по отношению к ВВП, здесь политика будет сбалансированной с точки зрения как сокращения теневой экономики, так и улучшения бизнес-среды.

Недовольство выказали по одному депутату от АРФД и РПА. Армине Кюрегян – из-за недостаточности усилий правительства для улучшения демографической ситуации. Корюн Наапетян – из-за того, что министр финансов не удовлетворил его просьбу назвать 5 основных результатов, которых достигнет правительство в результате бюджетной политики-2018. Затем в бой пошла оппозиция.

 Руководитель фракции 'Елк' Никол ПашинянРуководитель фракции «Елк» Никол Пашинян перечислил ряд постулатов, предложив министру финансов доказать обратное. «Пенсии, минимальная зарплата и пособия не повышаются в 2018-м, при этом снижаются на 5 млрд драмов отчисления на здравоохранение, на 300 млн – социальные расходы, на 700 млн – расходы на образование, растет внешний долг, причем вы сейчас берете в долг столько же, сколько брали в описанные вами годы потрясений. Параллельно этому растут цены, и 2018-й по сравнению с предыдущими годами будет годом с самой высокой инфляцией. Это означает, что бедные еще более обеднеют и люди минимум на 10% хуже будут жить в 2018-м», — заявил депутат. Вместе с тем есть и положительный показатель, сыронизировал Пашинян: расходная статья, предполагающая особые выплаты и премии для госработников, увеличилась на 437%, рост отчислений составил около 2,5 млрд драмов.

ПО СЛОВАМ МИНИСТРА АРАМЯНА, ОБЫЧНО БЮДЖЕТ СОСТАВЛЯЕТСЯ НЕ НА ОДИН ГОД, а с перспективой на 3-5 лет. И тут началось жонглирование цифрами, больше смахивающее на цинизм и издевательство. По Арамяну выходит, что пенсии хотя и не повышаются, однако «средняя пенсия, учитывая, что в 2013-м она составляла 33 тысячи драмов, а сегодня – 41 тысячу, выросла на 30%». По той же логике Арамян высчитал, что составляющая сегодня 55 тысяч драмов минимальная зарплата выросла на целых 65% по сравнению с… 2012 годом, а инфляция за последние три года в совокупности не превышает 5,3%. На этой оптимистической волне правительство свои ограниченные ресурсы с социальной стези решило перенаправить на создание возможностей для экономического развития. Как пояснил министр, «чтобы суметь переварить те повышения». Сколь бы правительство ни пыталось внушить общественности, что в прежние годы утопило его в социальных благах, факт в том, что уровень бедности не снижается и не снизится, парировал Пашинян.

Даже очень красивые выражения о создании возможностей для того, чтобы «люди генерировали доходы», не отменяет наличия в стране 1 млн бедных, тенденция такова, что это число будет расти. И никакие капитальные расходы и строительство дорог этому помочь не могут, поддержал коллегу по лагерю депутат от фракции «Царукян» Тигран Уриханян. Арамян не согласился, отметив, что, в частности, улучшение инфраструктуры приведет к положительному эффекту в плане и занятости, и инвестиций, и доходов.

 Микаел Мелкумян У правительство не хватает духа обеспечивать налоговые поступления за счет привилегированных, фракция «Царукян» может назвать 7 личностей, импортирующих в страну 20 тысяч наименований товаров, подключились Наира Зограбян и Микаел Мелкумян. Разве правительство не знает об осуществляемом крупными компаниями демпинге, если в их область внедряется новый игрок? Вы хотите сделать страну инвестиционно привлекательной, однако не способны сохранить в стране даже местный капитал, потому что даже местным здесь инвестировать негде и капитал утекает за рубеж, возмущался Мелкумян. Он уверен, что прежде всего необходимо изменить институт принятия политических решений: не секрет, что есть министры, не имеющие возможности самостоятельно принимать решения. «Духа у правительства хватает, — отбивался Арамян. — Разделяю, что основное брамя налогообложения должно быть на крупном бизнесе, и бюджет-2018 направлен на это. В 2,5 раза уменьшилось налоговое администрирование в объектах МСБ. Что касается налога с оборота, то я не разделяю вашего мнения о непозволительности снижения порога. Что касается рынка, то да, вы правы, капитал боится олигополитизированных рынков, но сегодня рынок свободен для новых игроков».

ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, ЧТО ЕЩЕ ДВЕ НЕДЕЛИ НАЗАД, КОГДА СТАРТОВАЛИ обсуждения проекта бюджета в комиссиях, фракция «Царукян» хотя и критиковала документ, однако отмечала, что окончательной оценки у них пока нет. Нынешнее противостояние правительству в целом и премьеру в частности стало настолько очевидным, что журналисты попросили комментария у вице-спикера НС, пресс-секретаря РПА Эдуарда Шармазанова. Тот, как и предполагалось, скобок не раскрыл, напомнив, что фракция «Царукян» является оппозиционной, а для оппозиции критика вполне естественна. Но Гагик Царукян еще пару месяцев назад в беседе с журналистами отказался критиковать деятельность премьера, отметив, что Карен Карапетян – его друг и что в определенных сферах правительство добилось серьезного прогресса.

Это напоминание не возымело действия на вице-спикера. Ничего удивительного в том, что их связывают дружеские отношения, критика с этим никак не связана, сказал Шармазанов, отметив, что в парламенте есть две оппозиционные фракции – «Елк» и «Царукян». Он не разделяет мнения журналистов, узревших в этом обострении нечто особенное. По его словам, власть не входит в теневые договоренности, поддерживает правительство и премьера, а в политических процессах всегда присутствует политический подтекст.