В ОТЛИЧИЕ ОТ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ, ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО жестко ограничивает размер государственного долга. Он не должен превышать 60% прошлогоднего объема ВВП. В случае превышения этого порога в результате привлечения новых кредитов последние аннулируются: закон запрещает правительству брать в долг. Согласно действующему законодательству, в случае превышения госдолгом 50-процентного порога ВВП дефицит не может быть выше 3% среднего ВВП прошлых трех лет. Правительство предлагает изменить именно данное ограничение, связанное с дефицитом. Взамен внедряются механизмы отчетности и контроля, а также вводится новый порог в 40% для управления госдолгом. Согласно нововведению, если в представленном проекте бюджета на будущий год долг правительства по положению на 31 декабря прошлого года превысил 40% прошлогоднего же ВВП республики, то капитальные расходы должны быть не менее показателя дефицита. То есть, если берешь в долг, ты обязан сделать капитальные расходы, чтобы экономика выросла, пояснил министр финансов Вардан Арамян.
Иными словами, поправками порог в 60%, 50% хотя и остается и даже вводится новый в 40%, однако правительство обеспечивает себя «более гибкими, способствующими экономическому росту налогово-бюджетными канонами». Проще говоря, условиями, а точнее — обходными путями для привлечения новых кредитов. Последние должны работать исключительно на экономический рост. При этом в случае привлечения нового кредита правительство должно представить НС, как в дальнейшем оно намерено снизить долговое бремя и держать его в допустимых пределах.
Сколько ни старались депутаты выпытать у министра финансов Вардана Арамяна, не для привлечения ли новых кредитов под конец года в срочном порядке правительство решило изменить закон, ничего не получилось. Наша цель — не новые кредиты, а внедрение общих канонов, без устали твердил министр. Стойко держался он и когда оппозиция пыталась получить ответ, на что конкретно были потрачены кредитные средства, какова эффективность взятых в долг денег. Арамян плавно обошел этот вопрос, отметив, что не будет говорить об эффективности, поскольку сразу возникнет другой вопрос — о мериле эффективности, критериях. Вместо этого он пояснил, что, предоставляя кредиты, международные организации предполагают определенные итоговые показатели. Неэффективные кредитные программы сразу попадают в черный список. В этой связи министр финансов отметил, что Армения считается страной, имеющей наилучшие показатели.
ОППОЗИЦИЮ АРГУМЕНТЫ МИНИСТРА НЕ УДОВЛЕТВОРИЛИ. Депутаты остались при своем мнении: нынешнее правительство ничем не отличается от своих предшественников, которые своей бесталанной политикой довели экономику до ручки. Разница лишь в том, что нынешний министр финансов умеет профессионально преукрасить любое упущение. С будущего года на каждом гражданине Армении, в том числе новорожденном, будет висеть долг в 2200 долларов. Этот проект ведет страну в тупик, правительство пытается им прикрыть свою неспособность решать экономические задачи, считают депутаты фракций «Елк» и «Царукян». Как бы то ни было, но их 37 голосов против картину голосования не изменили. Проект был одобрен в первом чтении 61 голосом республиканцев и дашнакцаканов. Внеочередная сессия на будущей неделе, в повестке которой значится также и этот вопрос во втором и окончательном чтении, покажет, получит ли правительство возможность и далее набирать долги. Впрочем, в том, что коалиционные фракции прокомпостируют документ, сомневаться не приходится.
Что касается нынешней ситуации, то государственный долг к концу 2017-го, как сказал Арамян, составит 55,4% ВВП. В будущем году правительство планирует взять новые кредиты, однако планирует снизить на 1% соотношение госдолг/ВВП.
Между тем в ходе прошедшей внеочередки коалиция прокомпостировала очередной кредит по программе «Общественная эффективность и программа финансовых рынков» от Азиатского банка развития на сумму в 40 млн долларов. Кредит позволит обеспечить финансовую стабильность, размыто представил цель займа замминистра финансов Армен Айрапетян, добавив, что соглашение нужно срочно ратифицировать, чтобы правительство успело до конца 2017-го привлечь кредит.
На что будут потрачены эти 40 млн? Бюджетные кредиты расходных программ не имеют, сказал замминистра, пояснив принцип: на что обычно семья, если не хватает зарплаты, берет кредит? Чего в данный момент не хватает — еды, одежды, — то и покупают. Ответ чиновника депутатов просто шокировал, а учитывая, что через год правительство должно перейти на 100-процентное программное бюджетирование, и вовсе… караул. Впрочем, замминистра на ситуацию смотрит иначе. По его словам, привлеченные бюджетные кредиты позволили противостоять потрясениям и сохранить стабильную макроэкономическую ситуацию, что очень важно для находящейся в состоянии войны страны.