ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В НЕМ БОЛЕЕ 200 КОСТЮМОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОВИНЦИЙ исторической Армении и всех слоев общества передают сформировавшийся в течение тысячелетий характер, образ и художественные вкусы нации. Но это не только научный труд специалиста, посвятившего 40 лет жизни изучению и реставрации армянского костюма, но и яркая этноживопись, выполненная рукой талантливого мастера.
Альбом открывает географическая карта с указанием регионов, представленных отдельными видами армянских национальных костюмов, которая сразу вводит нас в особый сказочный мир. Флора Григорян собрала настоящую галерею традиционных армянских костюмов, каждый из которых может многое рассказать как о его носителях, так и об отдельном периоде истории, традициях той или иной местности, обрядах и социальной палитре. Художница с детальной точностью воспроизвела повседневную и праздничную одежду Айрарата, Ширака, Лори, Сюника, включая Мегри и Нахиджеван, а также Арцаха, Тифлиса, Джавахка, Карина, Амшена, армянонаселенных районов малой Армении, Васпуракана, Муш-Тарона, Сасуна, Тигранакерта, Киликии, Ирана. На созданных ею рисунках видно, что, сохраняя главные атрибуты и детали, костюмы отличаются подбором тканей, украшениями, аксессуарами. Объясняется это тем, что в каждом из районов разрабатывались наиболее удобные для этих мест варианты одежды. Так, в жаркой Араратской долине одевались не так, как в холодных горах Сасуна или приморской Киликии. Различались регионы и своеобразными принципами украшения одежды и цветовыми соотношениями. Это разнообразие и делало в итоге более интересным, красивым и привлекательным искусство армянского костюма.
Флора Григорян детально описывает костюмы представителей различных слоев армянского общества: мужчин, женщин, детей, духовенства, гайдуков, фидаинов. Отчетливо видны не только различия в одежде крестьян, трудового люда и представителей высшего сословия, но и в одежде должностных лиц, военных и церковнослужителей. Несомненно, таким глубоким познаниям Флоры Григорян способствовала работа художником–реставратором в музейных собраниях.
ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, в том числе и характерного для армянского костюма орнамента, вышивки, кружев, головных уборов, золотых, серебряных украшений и поясов, обуви, кошельков, позволило ей создать достоверные эскизы, отличающиеся цветовой изысканностью и тонкой проработкой деталей. В отзывах этнографов и искусствоведов подчеркивается огромное значение ее труда в процессе восстановления национальных традиций и сохранения этнического облика. «Флора Григорян, — пишут они, — в прямом смысле спасла от забвения и исчезновения многочисленные образцы одежды».
Знаток технических и стилистических особенностей армянского костюма, она работала и с танцевальными ансамблями, создавая для них сценическую одежду и костюмы, максимально приближенные к национальным истокам. Выпускница отделения театрально-декоративной живописи Ереванского государственного художественного института сразу по окончании вуза была приглашена на работу в Государственный театр оперы и балета им. Спендиарова, где создала эскизы костюмов к спектаклям «Хандут» , «Севильский цирюльник», «Каменный гость» и ряду других. За шесть лет работы главным художником Театра кукол она изготовила для постановок народных сказок немало персонажей кукол в соответствующих их характеру и социальной принадлежности нарядах. Многое сделано ею и для пропаганды армянского этноискусства за рубежом. С ее участием были открыты выставки национальной армянской одежды и этнографических кукол в Иерусалиме, Тегеране, Халебе, Детройте. Широкую известность принесли ей комплекты открыток «Народный костюм», изданные Государственным музеем истории Армении, и марки, выпущенные с выполненными ею рисунками национальных костюмов.
ТВОРЧЕСТВО ФЛОРЫ ГРИГОРЯН БЫЛО МНОГОГРАННЫМ: театральный художник, живописец, книжный график, миниатюрист, художник-реставратор. Ереванское художественное училище им. Терлемезяна, Ереванский государственный театрально-художественный институт, Школа-студия научного копирования миниатюры – таковы пройденные ею образовательные этапы, в процессе которых и был отшлифован ее природный дар. О превосходном знании армянского национального костюма свидетельствует и ее статья, помещенная в альбоме. Художница подробно рассказывает не только о костюмах, орнаментах, украшениях, аксессуарах, характерных для различных регионов, но и о создании тканей и материалов для них, изготовлении растительных и минеральных красителей, о свадебных нарядах невесты и жениха, фартуках женщин Мокса, не имеющих аналогов, и даже о носках, связанных из цветных шерстяных ниток.
Мы узнаем и о том, что в создании национальной одежды велика была роль женщин, которых с детства обучали мастерству выделывания пряжи и ниток, ткачеству и окраске тканей, вышивке. Именно женщинам Армения обязана многочисленными шедеврами прикладного искусства – коврами, карпетами, одеждой, вышивкой в которых сохранилось все своеобразие национального стиля. Созданные женскими руками, эти образцы прикладного искусства и сегодня вызывают восхищение.
Этот альбом, несомненно, необходим не только этнографам, искусствоведам, культурологам, но и всем тем, кто любит Армению, интересуется ее национальными традициями и народным искусством.