Логотип

ЗЛАТОДЕЛИЕ ВЫБИЛОСЬ ВПЕРЕД

ТАК, ЗА ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ МЕСЯЦЕВ 2017 ГОДА ОБЪЕМЫ ЮВЕЛИРНОГО ПРОИЗВОДСТВА выросли на 35%, достигнув отметки 38 млрд 600 млн драмов (около 79,5 млн долларов). Вверх пошли соответственно и показатели экспорта, поскольку ювелирная сфера — одна из тех отраслей отечественной экономики, где практически вся произведенная продукция вывозится из страны.

— Судя по цифрам, полученным в ходе нашего мониторинга, показатели за ноябрь и декабрь росли более быстрыми темпами. Поэтому в целом общий рост ювелирной сферы за 2017 год будет колебаться в пределах 40-45%, а объемы производства составят около 93-95 млн долларов, — подвел в беседе с нами предварительные итоги прошлого года советник министра экономического развития и инвестиций Гагик МКРТЧЯН.

Конечно, это серьезный рост, но в планах Минэкономразвития планка к концу 2017 года была поставлена более высокая. Как было указано в программе развития ювелирной сферы Армении на 2017-2020 гг., являющейся, как пояснил наш собеседник, не официальным документом, а своего рода планом действий, совокупные объемы производства как в сфере алмазообработки, так и златоделия должны были к концу 2017 года достичь порядка 110 млн долларов. А итоговые показатели к концу реализации программы и вовсе указаны в размере 350 млн долларов.

— Те объемы, которые запланированы к 2020-2021 году, считаю абсолютно реалистичными. Что касается прошлого года, то, да — показатель объемов производства сферы ниже прогнозируемого, поскольку произошли определенные изменения в реализации некоторых программ (в том числе и в плане вхождения иностранных инвесторов на рынок), которые могли бы оказать существенное влияние на ситуацию в целом, — объяснил г-н Мкртчян.

Сделайте исключение

Речь идет в основном о сфере алмазообработки, где один из самых насущных вопросов для армянских компаний связан с покупкой алмазного сырья от российского гиганта отрасли — компании «Алроса».

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ДОВОЛЬНО ДЛИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА ведет переговоры с целью упрощения процесса и получения своеобразных льгот для местных компаний. Ведь Россия для нашей страны до сих пор остается самым привлекательным рынком не только в плане спроса на отечественную ювелирную продукцию, но и поставок сырья, главным образом алмазов.

Так вот «Алроса» сегодня (впрочем, как и многие другие мировые лидеры на этом рынке) в соответствии со своей политикой отдает преимущество работе с крупными клиентами, заключая с ними долгосрочные договоры, в основном на три года, с указанием качества, объемов и динамики поставок профильного сырья. Речь идет о контрактах в сотни миллионов долларов, а наши компании не столь сильны как минимум в плане финансирования, чтобы суметь выступать на одном уровне с мощными игроками. Армянские ювелиры неоднократно озвучивали проблему отсутствия в стране доступного финансирования. По мнению бизнесменов, по сравнению с другими странами с развитой ювелирной сферой в Армении финансирование очень дорогое, поскольку местные комбанки выдают кредиты по очень высоким ставкам, а некоторые и вовсе отказывают в кредитовании. Помимо этого существует также проблема залогового обеспечения в банковском секторе, учитывая тот факт, как рассказали ювелиры, что в качестве залога банки отказываются принимать бриллианты.

Но, с другой стороны, Армения является членом ЕАЭС и дружественной России страной, в связи с чем армянская сторона ожидает определенных привилегий от «Алросы», предлагая работать с местными компаниями по той же схеме, что и с крупными покупателями алмазов, даже в условиях малых объемов со стороны армянских покупателей.

 'Золотой' консенсус найден— МЫ ОЖИДАЕМ ОТ «АЛРОСЫ» ПОСТАВОК КАЧЕСТВЕННОГО ПРОФИЛЬНОГО АЛМАЗНОГО СЫРЬЯ. Да, сырье можно купить всегда, но приобретение того, что сегодня востребовано на рынке, сложно, потому что в этой отрасли есть свои нюансы и подводные камни. Поэтому мы говорим: сделайте исключение (можете считать это привилегией) и поставляйте сырье нашим компаниям наравне с крупными, рассматривая их такими же основными контрактными покупателями, — выразил позицию армянской стороны советник министра экономразвития.

При таком раскладе армянские компании больше не будут вынуждены скупать остатки, а получат доступ к качественному сырью. Пока переговоры в этом направлении продолжаются, что, впрочем, не означает, что Армения не рассматривает также приобретение альтернативного сырья от других мировых поставщиков.

Тем не менее нерешенные пока проблемы в сфере алмазообработки привели к тому, что в прошлом году эта отрасль немного убавила темпы роста в сравнении с предыдущим годом, отдав лидерство сфере златоделия. Так, если по итогам 2016 года по линии алмазообработки наметился рост показателей, то златоделие, наоборот, продемонстрировало падение. А вот в 2017 году ситуация резко изменилась: по данным Нацстатслужбы, за первое полугодие алмазообработка выросла на 40-45%, в то время как объемы в сфере златоделия увеличились в 2,4 раза — как за счет новых производств, так и расширения действующих.

«Золотой» консенсус найден

Однако и в сфере златоделия немало проблем, решение которых могло бы привести к существенному наращиванию объемов производства и реализации ювелирной продукции. В основном они связаны с клеймением и пробированием (пробирное клеймо) ювелирных изделий, точнее, их взаимным признанием странами ЕАЭС.

ДЕЛО В ТОМ, ЧТО ВОПРОС ВЗАИМНОГО ПРИЗНАНИЯ ПРОБ И КЛЕЙМЕНИЯ ювелирных изделий в рамках ЕАЭС уже довольно долго находится в актуальной повестке обсуждений экспертов, бизнеса и представителей госсектора стран союза. Столь длительный процесс разработки соглашения «Об особенностях оборота драгметаллов и камней, а также изготовленных из них драгоценных изделий на территории ЕАЭС» связан, по мнению экспертов, с тем, что в документе много щепетильных вопросов, требующих тщательного обсуждения. Ведь у одной страны есть месторождения золота и у нее свой подход к стандартам, у другой — рынок либерализован, а у третьей — государственные монополии в этой сфере. Поэтому разработчики проекта стараются учесть мнения всех сторон и дойти до взаимоприемлемого варианта.

Однако логика ЕАЭС как раз и заключается в том, что если создан единый таможенный союз, то все — начиная от стандартов, таможенного кодекса и заканчивая разными тарифными и нетарифными регулированиями — должно быть идентичным в странах ЕАЭС или хотя бы близким друг к другу. Решение же вопроса взаимного признания клеймения на территории ЕАЭС может оказать серьезное воздействие на эффективность работы бизнеса. Особенно на представителей малого и среднего бизнеса с учетом того, что у последних нет возможности с каждой партией готовой продукции отправляться в Россию или другую страну ЕАЭС для подтверждения пробы, поскольку это отнимает много времени и требует дополнительных финансовых расходов. Ведь после заключения и вступления в силу соответствующего международного договора в рамках союза исчезнет необходимость дублирования процедур нанесения пробирных клейм, что существенно облегчит в том числе экспорт армянских ювелирных изделий на территорию ЕАЭС. Более того, это станет дополнительным стимулом для иностранных инвесторов в плане их прихода на армянский рынок.

— Этот вопрос почти уже решен. В декабре 2017 года в Астане экспертным сообществом стран — членов ЕАЭС были в окончательном виде разработаны единые правила взаимного признания клеймения на территории ЕАЭС, которые войдут в соответствующее соглашение об особенностях оборота драгметаллов и камней, а также изготовленных из них драгоценных изделий на территории ЕАЭС. В феврале-марте этого года проект уже будет представлен на утверждение высшего совета ЕАЭС, после чего документ пойдет на ратификацию в странах союза и войдет в силу. То есть по этой части есть довольно серьезное продвижение, что впоследствии будет способствовать увеличению объемов реализации местной ювелирной продукции на рынке ЕАЭС, — резюмировал советник министра экономического развития и инвестиций Гагик Мкртчян.