КСТАТИ, ИМЕННО ЭТОЙ ТЕМЫ КАСАЛОСЬ ОДНО ИЗ ПЕРВЫХ ПОРУЧЕНИЙ ПРЕМЬЕРА КАРЕНА КАРАПЕТЯНА МИНТРАНСУ, данное им еще в октябре 2016 года, относительно разработки конкретных предложений по окончательному урегулированию проблемы, особенно для тех населенных пунктов, где транспортное обслуживание вообще не осуществляется.
Спустя несколько месяцев была проведена инвентаризация сферы, в результате которой выяснилось, что порядка 200-220 общин либо вообще не обслуживаются транспортом, либо обслуживаются частично. Далее путем оптимизации маршрутов Минтрансу удалось внедрить более половины из них в действующие транспортные линии, благодаря чему осталось всего 90 общин (эту цифру озвучил министр транспорта, связи и информационных технологий Ваан Мартиросян в мае 2017 года на пресс-конференции), которые пока не обслуживаются.
— Но там тоже будут проведены работы для решения этого вопроса, — пообещал он, пояснив, что параллельно обсуждается проект создания новой транспортной системы в республике с единым оператором и едиными электронными билетами.
Общины, лишенные транспорта. Сколько их?
Соответствующее техзадание для республиканской транспортной сети, на основе которого и предстояло создать единую сеть, правительством было утверждено в конце июля прошлого года.
КОММЕНТИРУЯ ПРЕДСТОЯЩИЕ НОВОВВЕДЕНИЯ, ГЛАВА МИНТРАНСА ДЛЯ НАЧАЛА сообщил, что более 100 (!) общин в Армении не имеют транспортного сообщения как из-за состояния дорог, так и из-за низкого пассажиропотока. В рамках же проекта планируются изучение и разработка маршрутной сети для каждого из регионов. Плюс разрабатывается система транспортного управления, которая позволит через монитор в онлайн-режиме отслеживать движение транспорта и график его передвижения.
Для формирования единой транспортной системы правительство представило в парламент сразу два законопроекта о внесении изменений в закон «Об автомобильном транспорте» и в Кодекс об административных правонарушениях, которые были приняты в первом чтении на заседании НС в середине января этого года. Представляя оба документа, первый заместитель министра транспорта, связи и информационных технологий Гагик Григорян отметил, что они направлены на обеспечение доступности транспортных средств для всех общин. Но что интересно, в настоящее время, по его словам, порядка 170 общин лишены возможности пользоваться общественным транспортом. Складывается впечатление, что в Минтрансе никто толком не знает, как на самом деле обстоит ситуация, иначе невозможно объяснить столь большой разброс в количестве общин, лишенных транспортного обеспечения, — от 90 до 170.
Что касается законодательных изменений, то они направлены на правовое обеспечение создания единой транспортной сети, в рамках которой появится возможность организовать эффективные пассажирские перевозки от сел до областных центров и далее до Еревана. Речь идет об объединении транспортной сети по регионам и по всей республике, передав ее одному оператору, который будет обслуживать как прибыльные, так и невыгодные маршруты.
Тендер единым пакетом
Какие конкретно изменения произойдут в сфере регионального транспорта в ближайшем будущем, мы попытались выяснить в беседе с начальником отдела транспортной политики аппарата Министерства транспорта, связи и информационных технологий Давидом МЕЛКОНЯНОМ, по словам которого формированием и регулированием республиканской транспортной сети отныне займется Минтранс во взаимодействии с региональными органами власти.
— ПРЕЖДЕ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ ДЕЙСТВОВАЛА МЕЖОБЛАСТНАЯ И ВНУТРИОБЛАСТНАЯ транспортная сеть, формирование первой было возложено на Министерство транспорта, связи и информационных технологий, а второй — на местные органы власти. То есть если транспорт шел из какой-то общины в райцентр, то это считалось внутриобластным маршрутом, который формировался аппаратами губернаторов. Передвижение из райцентра в Ереван или другую область рассматривалось в качестве межобластной сети, над созданием которой работал Минтранс. Но для того, чтобы эта связь из общин в райцентр, оттуда в столицу или другую область действовала эффективно, необходимо, чтобы всю транспортную сеть формировал один орган — Министерство транспорта. Естественно, при согласовании с территориальными органами власти, вместе с которыми предусмотрено организовать тендерные процедуры для выбора оператора единым пакетом, — изложил суть дела наш собеседник.
Будет ли действовать один, два или группа операторов, пока, по словам представителя Минтранса, сказать невозможно. Это прояснится по ходу реализации проекта. Однако, пообещал г-н Мелконян, при формировании новой сети не будет нарушено законное право того или иного из действующих ныне хозсубъектов работать в сфере организации транспортных перевозок.
— Мы говорим о формировании новой транспортной сети, а не о закрытии бизнеса кого бы то ни было, — уточнил чиновник. — Наша задача не в том, чтобы сократить или, наоборот, увеличить количество маршрутов, а в том, чтобы повысить эффективность сети и обеспечить транспортным сообщением все общины страны. Поэтому сейчас пытаемся оцифровать всю систему, чтобы понять, какой из маршрутов и с каким графиком является наиболее оптимальным с этой точки зрения, — заключил он.