Это звучало бы как политический анекдот из серии «дипломаты шутят», если бы не было реальностью: Индия заблокировала вступление Азербайджана в Шанхайскую организацию сотрудничества в связи с поддержкой Баку политики Исламабада в конфликте с Нью-Дели. Пакистан в ответ заблокировал вступление Армении в ШОС – при том, что 31 августа Армения и Пакистан объявили об установлении дипломатических отношений.
ТО, ЧТО ИНДИЯ ЗАБЛОКИРОВАЛА ВСТУПЛЕНИЕ АЗЕРБАЙДЖАНА В ШОС – ШАГ ВПОЛНЕ ПРЕДСКАЗУЕМЫЙ, НЕ ТАК ЛИ? В контексте многолетнего конфликта Индии с Пакистаном и не просто поддержкой, а прямо-таки теснейшей дружбой Азербайджана с Пакистаном Индия вполне логично определяет действия Баку по отношению к себе как недружественные.
Что касается ответного шага, то Пакистан, конечно, сделал пакость, заблокировав вступление Армении в ШОС буквально следом после анонса об установлении дипотношений. Однако это тоже выглядит логично. Ибо нет ничего, что связывало Армению с Пакистаном – страной, до сих пор не признавшей суверенитет Республики Армения, аргументируя это нерешенностью нагорно-карабахского конфликта. Даже Турция до такого не додумалась и хотя дипотношения с Арменией не установила, но статус РА как суверенного независимого государства давным-давно признала.
Надо полагать, в сегодняшнем стремлении «подружиться» с Арменией Исламабадом движет вовсе не «исчерпанность» карабахского конфликта, а желание приобщиться к туранским дивидендам при разблокировании коммуникаций, в частности, Сюникской дороги. При этом Пакистан наглядно продемонстрировал, что в любой момент готов подставить Армении подножку, и никакие дипотношения этому не воспрепятствуют. И не только продемонстрировал, но и подставил.
А вот каковы мотивы армянского руководства в стремлении задружиться с Пакистаном – страной, в ходе 44-дневной войны оказывавшей всемерную поддержку Азербайджану, углубляющей тесный военный альянс с азербайджано-турецким тандемом? Совсем недавно было анонсировано, что Турция, Азербайджан и Пакистан формируют центр силы. Азербайджанские СМИ писали: «Азербайджан усиливает взаимодействие с Пакистаном в сфере обороны, включая покупку истребителей. Речь идет о контрактах на миллиарды долларов. Параллельно развивается военно-политическое сотрудничество Турции и Азербайджана, достигшее статуса стратегического альянса после подписания Шушинской декларации в 2021 году. Регулярные учения усиливают интеграцию двух стран в рамках единой военной доктрины.
Этот формат может служить альтернативой существующим западным и восточным системам альянсов… Пример — координация вокруг Зангезурского коридора, где Турция и Азербайджан действуют синхронно, укрепляя позиции на Южном Кавказе».
Так какова цель армянского руководства в установлении дипотношений с Пакистаном? В макиавеллиевской формуле — держи друзей рядом, а врагов еще ближе? Это вряд ли. Потому что как раз друзей пашиняновская дипломатия отталкивает. Индия – друг Армении и всегда была другом, более того, сегодня у этой страны мы закупаем вооружение. Под носом у Индии скоропостижно устанавливать дипломатические отношения с ее врагом, причем врагом, который и тебе, мягко говоря, не друг и ничего хорошего, кроме плохого, не сделал – это как понять?! Игнорируя дружественный Иран, тащить НАТО к его границам – это как понять?
Довелось слышать мнения, дескать, без признания Пакистана Армения полупризнанная страна. Какого черта?! Более двух десятков стран не признают государство Израиль – и что с того, он от этого перестал быть независимым, суверенным? Израиль определенно не чувствует себя полупризнанной страной из-за того, что не от всех государств на карте мира получил «кадастровое свидетельство» своей независимости.
Армянская дипломатия последних 7-ми лет выглядит полным сумбуром. Хотим в ШОС, ЕС, но и от ЕАЭС отказываться не хотим, потому как выгодно. Тот факт, что невозможно быть во всех местах одновременно, Пашиняна и его команду не волнует. В контексте отношений с ОДКБ заявляется, что точка невозврата пройдена, но при этом в НАТО нас никто не зовет и не ждет. Хотеть быть везде означает в итоге оказаться нигде. Это не многовекторная политика, а кино в духе:
— Песчаный карьер — 2 человека.
— Я!
— Цементный завод…
— Я!
— Погрузка угля…
— Я!
— Уборка конюшен…
— Я!
Только если в кино это смотрится смешно, то в реальной политике, особенно в эпоху тектонических геополитических трансформаций, подобный разброд выглядит крайне опасно.