Когда в 2013 г. Президент Серж СарГсЯн приехал с визитом в Гегаркуникскую область, Рафаел Григорян, тогда глава администрации области, указал среди первейших проблем на разваливающееся здание театра. А оно действительно разваливалось — дровяная печка, к которой зрители подходят погреть руки, провалившаяся сцена, по которой актеры умудрялись тем не менее передвигаться, как по палубе тонущего корабля! Этот просмотр спектакля в Гаварском театре лет пять назад надолго остался в памяти неподдельным, нетеатральным ужасом. Итак, марзпет в первую очередь поставил вопрос о строительстве нового здания театра: сохранение культурных традиций — это то, благодаря чему люди ощущают свою самость, чувствуют готовность бороться с проблемами и надеяться на лучшее. Среди безотлагательных проблем стоял и вопрос водоотвода, на который указал президент. Но гаварцы настаивали на своем. «Ты этого хотел, Жорж Данден», — решил Серж Саргсян и дал соответствующее поручение правительству, которое выделило на строительство 100 млн драмов.
Когда ровно два года назад в рамках отбора спектаклей для театральной премии «Артавазд» мы ездили в Гавар, спектакль показывали на сцене Дома культуры, а на центральной площади Гавара, рядом с церковью Св. Богородицы зиял котлован и торчали блоки бетонной арматуры. С тех пор президент взял строительство под личный контроль, возросли его темпы — здесь работали без выходных.
ПРОШЛО ДВА ГОДА. МЫ ПОДЪЕХАЛИ К ВСЕ ТОЙ ЖЕ ЦЕРКВИ СВ. БОГОРОДИЦЫ… Это же просто чудо, что такое! Новое здание очень армянское и очень театральное. С декоративными колоннами, с масками на больших витражных окнах, через желто-оранжевые фрагменты которого солнце заливает просторное фойе театра особенным золотистым светом. Простор, прозрачность, сияние — красота! В уютном зале на 370 мест еще не расчехлены кресла и установлена новейшая световая и звуковая аппаратура. Глубокая сцена, кольцо, ряды кулис, многоуровневые штанкеты, пурпурный занавес — все «комильфо». Гримерки с душевыми и даже, представьте себе, отопление! Гаварцы настояли на своем и заполучили театр, который может забить баки любому столичному Мике.
Вообще это был день сюрпризов, которые и продолжались. Чего греха таить, известие о том, что в Гаваре предстоит смотреть «Саломею» не кого-нибудь, а Оскара Уайльда, вызывало сомнение и даже местами иронию. По ходу дела она улетучивалась, уступая место золотистому мареву надежды. Молодой худрук театра Армен Сафарян умудрился собрать вокруг себя команду, пригласил из Еревана молодых актеров, хореографа, художника, а директор театра Айк Капанцян не пожалел средств на то, чтобы первая премьера в новом театре соответствовала его архитектурному классу. В результате спектакль удивил нетривиальностью режиссерских решений и, простите, полным отсутствием провинциальности. Браво! Браво!
Вообще за два года своего руководства театром Армен Сафарян успел сделать многое. Не только поставить несколько разноплановых спектаклей, но, что главное, установить связь со зрителем, который в театр ходит, и ходит с энтузиазмом. А теперь в новое здание пойдет и подавно. И все бы замечательно, если бы не множество вопросов, которые непременно возникнут, они уже возникают. В марте состоится торжественное открытие нового театрального здания, и приедет президент Серж Саргсян принимать работу. И все будет торжественно и красиво. А что дальше, когда смолкнут фанфары?
— НАМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОСТРОИЛИ ПРЕКРАСНОЕ ЗДАНИЕ, НО ТЕПЕРЬ ЕГО НУЖНО СОДЕРЖАТЬ, — говорит Армен Сафарян. — А у нас нет капельдинеров, элементарно нет уборщиц. Всего два рабочих сцены, из коих одного перепрофилировали в кочегары, хотя котельной нужны четверо. Мы обращались вплоть до Министерства финансов и получили отказ. Говорят — обращайтесь в Министерство культуры, пусть вам спустят штаты. Или — театр принадлежит местной администрации, пускай она и заботится. Сегодня мы можем только мечтать о собственной гардеробщице, прачке, бутафоре, портном. Нам нужно докомплектовать труппу, и очень хотелось бы открыть собственную студию. Но на все это нужны деньги, штаты, а у местной администрации подобные идеи не находят поддержки. Хотя, с другой стороны, область большая, здесь есть филиал университета, военные части… Мы часто получаем заказ привезти спектакль из ближних сел. За это время мы настолько наладили связь с местным зрителем, что когда из Еревана приезжают договариваться о показе спектаклей, они отвечают — наши уже делают. Когда на зимние каникулы мы ездили по сельским школам в собачий холод, ни один человек не сказал — нет, я в таких условиях работать не буду. Но такой энтузиазм все же имеет предел. Если вопросы штатов и финансирования не будут решены, все это прекрасное строительство и наш большой труд двух лет сойдет на нет, — констатирует Армен Сафарян.
С одной стороны, мы постоянно говорим о децентрализации культуры, кивая на всякие заграничные модели руководства культурой. С другой стороны, жизнь доказывает, что в нашем случае такая децентрализация ведет к тому, что судьба очага культуры оказывается в одних-единственных руках губернатора и мэра — в основном не слишком заботливых и умелых. И что прикажете делать?
На центральной площади Гавара бок о бок стоят два храма — храм Св. Богородицы и храм Мельпомены. И этот, второй, просто обязан возродить культурную жизнь города, оправдать надежды людей, которые настояли на его рождении и возрождении, и те большие средства, которые, несмотря на нелегкие времена, были в него вложены.