Логотип

СПИРТ ВМЕСТО ВОДКИ

Изменения в законах способствовали росту производства водки и потребления населением спирта 

Создание законов — дело тонкое. Не там поставили запятую, не до конца продумали последствия вносимых изменений — и целые отрасли в ущерб другим начинают преображаться, деньги перетекать из одного бизнеса в другой. Так, последние изменения в законе "Об акцизном налоге" стали причиной того, что вместо водки люди стали пить спирт, а кто-то на этом гребет деньги лопатой.

Шумиха вокруг поправок в акцизный закон в конце прошлого и в начале этого года была вполне естественна: предлагаемые поправки затрагивали интересы многих бизнесменов, в том числе и депутатов, занимающихся производством или импортом водки и спирта. Суть поправок сводилась к следующему.

С ноября 2002 года акцизный закон предусматривал акцизный налог для импорта в страну или производства товаров группы 2208 (спиртные напитки) в размере 30% от отпускной (в случае производства) или таможенной (в случае импорта) стоимости товара, но не менее 380 драмов за литр. То есть акциз на импорт или производство литра водки стоил минимум 380 драмов. В связи с укреплением доллара отечественные производители водки на протяжении этих лет теряли конкурентоспособность. К тому же они проигрывают российским и украинским производителям и по качеству. В этих условиях группа депутатов инициировала проект изменений в законе, логика которых заключалась в формировании способствующего местному производству налогового поля. В частности, они предложили разбить код 2208 на две части — для производства и для импорта. Для производства предлагалось оставить те же 30%, или не менее 380 драмов, а для импорта — 40%, но не менее 760 драмов.

Импортеры водки, которых тоже, кстати, немало в околовластных кругах, понятное дело, подняли шум. В парламентских кулуарах, правительственных кабинетах и на страницах прессы началась серьезная борьба. В конце концов стороны сошлись на том, что 30% будет действовать и в отношении местной и импортной водки, однако минимальный акциз для импортной подняли с 380 до 600 драмов. Производители победили. Кстати, акциз для пива тоже был дифференцирован — вместо общих 70 драмов за литр импортеры теперь платят 105 драмов. В парламенте у нас два производителя пива — Самвел Баласанян (Гюмри) и Ашот Багдасарян (Ереван).

Причем, что любопытно: сначала парламент принял, а президент подписал поправки к закону, которые должны были вступить в силу с 1 марта этого года. Эта редакция поправок предусматривала более жесткие правила игры для импортеров: пива — 120, а водки — 760. Но до этого импортеры пролоббировали более мягкие для себя условия — 105 для пива и 600 для водки, которые и вступили в силу за несколько дней до 1 марта. Но в любом случае отечественные производители получили более комфортные условия для конкуренции с импортным алкоголем.

Казалось бы, импортеры и производители водки и пива разобрались друг с другом. Однако любопытная вещь произошла со статистикой. Так, согласно данным Нацстатслужбы, за первый квартал этого года потребление водки в Армении сократилось на 11% — 4 млн литров в первом квартале этого года вместо 4 млн 460 тыс. литров за аналогичный период прошлого года! Сокращение потребления водки нелогично как минимум по двум причинам. Во-первых, рынки алкогольных напитков и табака отличаются своей негибкостью. То есть они подвержены изменениям из-за сезонов, кризисов или иных факторов в меньшей степени, нежели иные товарные рынки. Это, кстати, утверждал и премьер-министр Тигран Саркисян в прошедшем апреле. Во-вторых, из-за кризиса потребление спиртных напитков и табака возросло не только в нашей стране, а в большинстве стран мира. Стрессы и депрессии люди стали запивать спиртным и затягивать дымом. Потребление сигарет у нас возросло до 61 млн пачек вместо 55 млн в первом квартале прошлого года.

Так куда пропали 460 тыс. литров водки только за три месяца? Ушли в тень? Нет. Они ушли в другую строчку статистики — в этиловый спирт. За отчетный период потребление спирта в Армении увеличилось с 216 тыс. литров в прошлом году до 725 тыс. литров за январь-март этого года. Вместо водки люди стали покупать спирт, разводить его водой и пить. Спирт стоит дешево, а из-за кризиса и повышения акциза на водку он стал более привлекательным в цене. Пол-литра спирта "Луйс астх" стоит 700 драмов. Из него получается водка из расчета 1 к 2,5. То есть за 700 драмов можно получить 1,25 литра (две с половиной бутылки) водки. Чем не антикризисная мера?

Оставив акциз на производство спирта на прежнем уровне — 600 драмов, что равняется акцизу импортной водки, парламент заставил людей пить спирт. А основным производителем спирта в нашей стране является депутат Самвел Алексанян с его "брендом" "Луйс астх". Это не первое способствующее процветанию бизнеса предприимчивого депутата законодательное изменение, за что надо воздать ему должное (боже упаси, не потреблением его продукции). Причем, что симптоматично, вокруг поправок в акцизном налоге грызня шла по поводу водки и пива, а спирт остался в тенечке и всплыл только неприметной строчкой в статданных. Да еще продуктовая "империя" Алексаняна — компания "Алекс Григ" по итогам первого квартала стала первым налогоплательщиком Армении. Таким образом, вместо 460 тыс. литров водки мы употребили 500 тыс. литров спирта, что равно 1,25 млн литров водки. Если к этому приплюсовать и потребление водки в размере 4 млн литров, то получается 5,25 млн литров, что больше аналогичного показателя прошлого года (4,46 млн) на 790 тыс. литров.   

В обороте парламента находится еще один любопытный документ — очередные поправки к закону "Об акцизном налоге", которые правительство отправило законодателям в конце апреля. Законопроект пока не вошел в повестку пленарной сессии парламента. Документом предусмотрено, что стоимость отпускаемых производителями или ввозимых импортерами товаров групп 2207 (этиловый спирт) и 2208 (спиртные напитки) не может быть ниже 3,5 тыс. драмов за один литр спирта. Что это означает? Это означает, что таможня будет рассчитывать акциз для литра водки, исходя как минимум из стоимости 1400 драмов (1 литр спирта = 2,5 литра водки = 3,5 тыс. драмов — 1 литр водки = 1400 драмов). Для импортеров, у которых акциз рассчитывается в размере 30% от стоимости, но не менее 600 драмов, новый механизм не будет означать ровно ничего, поскольку 30% от 1400 = 420 драмов. А в этом случае импортеры все равно будут платить 600 драмов. Местные же производители вместо теперешних "не менее" 380 драмов, будут платить 30%, то есть 420 драмов.

На примере изменений в законе "Об акцизном налоге" можно понять специфику национального законотворческого процесса. Более того, понять непосредственную связь между изменениями фискального законодательства и бизнес-процессами. Кстати, в результате означенных изменений импорт водки сократился: за отчетный период было ввезено 1,375 млн литров водки против 2,111 млн в прошлом году. Производство же увеличилось почти на 300 тыс. литров. Плюс хотя бы в этом.