Недавно она вновь посетила редакцию. На сей раз возникли проблемы иного характера. А до того как обратиться в газету, наша читательница жаловалась, что называется, в соответствующие инстанции. Дело в том, что за 4 с лишним года связанный с правами на землю гражданский иск, поданный ее сыном в суд административных районов столицы Арабкир, Канакер-Зейтун (тогда еще он назывался так), не сдвинулся с мертвой точки. За это время между конфликтующими соседями произошли разные события, в том числе уголовного характера. А рассмотрение гражданского иска по существу так и не началось.
Не верится? Выглядит клеветой и полнейшим абсурдом? Но, согласно представленным пенсионеркой и ее сыном документам, а также беседе с адвокатом Татевик Буджатян, с первого дня отстаивающей их интересы, картина именно такая.
14 ноября 2014 года в производство судьи суда общей юрисдикции Арабкир, Канакер-Зейтун Рубена Буниатяна поступил иск Арташеса М. против Гора А. и Жанеты Е. В качестве третьей стороны в деле участвовала столичная мэрия. Суть иска — требование возвратить собственность от незаконно завладевшего ею лица и восстановить прежнее состояние.
Дело в том, что когда Арташес М. приобрел в Ереване дом с земельным участком в размере 0,04115 по улице Фанарджяна, он и не подозревал, что документальное и реальное соотношение участка не совпадают. Правда, всего на 3 метра. С другой стороны, для кого-то это «всего», а для кого-то — судьбоносное обстоятельство. Так вот когда по прошествии двух лет Арташес решил продать земельную недвижимость, покупатель, проверив участок и документы, заявил, что ввиду нехватки 3 метров, «захваченных» соседями, от покупки отказывается. Наши собеседники попытались договориться с соседями, но не получилось. Более того, дошло до физического столкновения, завершившегося возбуждением уголовного дела. Во избежание ответственности сын соседки подался в бега и по сей день находится в розыске. А сделка купли-продажи не состоялась. Последовал иск в суд.
СУД НАЧАЛСЯ С ПОСТОЯННОГО ПЕРЕНОСА ЗАСЕДАНИЙ. ТЕ, КТО ЗНАКОМ с судебной системой не понаслышке, не станут этому удивляться. Первое судебное заседание наконец-то состоялось в июле 2015 года. На нем на основании ходатайства адвоката Буджатян была назначена строительно-техническая экспертиза, направленная в Национальное бюро экспертиз. Слушание, соответственно, приостановили. Почти полгода адвокат и ее подзащитные терпеливо ждали заключения экспертизы. Но в декабре 2015 года был получен ответ о том, что в данной экспертной организации не имеют лицензии на проведение действий, касающихся замеров земли…
Невероятно, но после казуса с экспертизой дело снова заснуло на полгода. А потом суд удовлетворил новое ходатайство адвоката — назначить данную экспертизу в другом ГНКО, а именно в лицензированном Экспертном центре Минюста РА. Казалось бы, процесс пошел, но нет, опять ошибочка вышла. На этот раз — по вине суда. Как выяснилось еще через несколько месяцев, суд по ошибке направил экспертизу снова в Национальное бюро экспертиз. И там опять-таки, никуда не спеша, через эдак пару месяцев ответили, что не уполномочены…
Одним словом, адвокат трижды ходатайствовала о назначении необходимой экспертизы. Первый раз в бюро, дважды в Экспертный центр Минюста, и наконец по третьему кругу замученные судебно-экспертными проволочками истцы сами обратились в частную экспертную организацию. Таким образом доползли до конца 2017 года, после чего представители Экспертного центра Минюста посетили спорное землевладение. Проведя соответствующие замеры, они пришли к неожиданному заключению, что расхождений в размерах между документальной и реальной землей нет. Следовательно, и захвата нет.
Но эпопея и на этом странном выводе не завершилась. Уже в новом, 2018 году эксперты, созвонившись с адвокатом, сообщили, что они запросили документы из кадастра и засомневались. Им необходимо провести дополнительные работы, а потому они снова посетят участок истцов. Это последние, наиболее свежие данные гражданского спора о 3 метрах земли.
УЧИТЫВАЯ, ЧТО СДЕЛКА КУПЛИ-ПРОДАЖИ УЧАСТКА, НА КОТОРУЮ ИСТЦЫ в свое время очень надеялись, безвозвратно сорвалась, последние настаивают на возмещении им материального ущерба. Судья Буниатян в свою очередь с самого начала процесса не исключал возможности мирового соглашения. Однако с того времени так много воды утекло, а настроения сторон менялись не раз, что сегодня сложно говорить о возможных вариантах развития ситуации. Соседка, чей сын в бегах, по словам наших собеседников, сдала дом квартирантам и живет неизвестно где. А Офелия Арутюнян с сыном, которые, кстати, не в курсе того, что означает понятие «разумные сроки судопроизводства», гарантированные гражданам Европейской конвенции по правам человека, и прежде никогда не сталкивавшиеся с нашими так называемыми разумными сроками, мыкаются по инстанциям, разводят руками и не в состоянии понять: сколько же им еще придется ждать?
На этот вопрос, им, наверное, скоро не ответят. Разве что неторопливый судья Буниатян вспомнит, что дело тянется с 14 ноября 2014 года…