Логотип

СВОБОДА ПРИШЛА ЧЕРЕЗ 70 ЛЕТ

         ПО ПРИЗНАНИЮ АБРАМЯНА, ЕМУ ХОТЕЛОСЬ ОТРАЗИТЬ ДЕТАЛИ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ, донести их до широкого читателя не через сухую летопись фактов и дат, а посредством отслеживания судеб героев. В книге практически нет вымышленных персонажей. Рядом с известными деятелями той поры типа городского головы Шуши Герасима Мелик-Шахназаряна, Андраника, Нжде, генерал-губернатора, курда Хосров-бека Султанова и других автор называет имена простых крестьян, воинов, учителей, священников, оказавшихся в водовороте бурных событий. Некоторые из них гибнут, другие остаются в живых. Но облако над горой (Арцах под властью Азербайджана) помешает им жить дальше.

          Историк описывает важнейшие события эпохи: попытки кавказских татар подчинить себе Карабах и Зангезур с помощью англичан, съезды полномочных представителей армян Карабаха, поход Андраника, которого те же англичане не пустили в Карабах, действия красноармейцев по установлению советской власти в Карабахе, сопротивление значительной части армян новой власти, восстание Тевана, его поражение и переход через Аракс в Иран вместе с Нжде.

          Много места уделено самой трагической странице тех лет — резне армян в Шуши в марте 1920 года. Мусаватисты тщательно подготовились к этой чудовищной акции, сосредоточили в городе дополнительные силы, включая полторы сотни курдских бандитов. После чего Х.Султанов ультимативно требует разоружения армян — в городе была армянская полиция. Сдать оружие — означало добровольно подписать себе смертный приговор. Получив отказ, Султанов посылает своих бандитов в армянские дома в поисках оружия. В одной из семей пришельцы попытались надругаться над молодой женщиной. Ее муж застрелил наглого офицера. Азербайджанцы убили всю семью, а потом выскочили из дома с воплями, что армяне их режут. Это было в ночь на 23 марта.

         Доктор исторических наук, профессор Грант АБРАМЯНТяжело читать страницы о погроме в Шуши. Армянская часть города была разграблена, большинство людей убито, дома сожжены. Абрамян приводит свидетельства уцелевших очевидцев резни. Не буду цитировать то, что мы знаем из подробностей турецких злодеяний в 1895-1896 гг. или в годы Геноцида 1915-1923 гг. Почерк тот же, исполнители — родные друг другу в своей ментальности кочевники, которые вряд ли когда-нибудь изменятся. В марте 1920 года сидящий на стуле в Шуши мясник в кожаном фартуке резал головы подводимым связанным армянам, начиная со священника. В XXI веке азербайджанский «храбрец» на курсах НАТО ночью зарубил топором спящего армянского офицера и был провозглашен национальным героем. Почти за век ничто не изменилось. Более того, армянофобия в наши дни приобрела невообразимые масштабы, и говорить в подобной ситуации о каких-то уступках равносильно добровольному разоружению армян в марте 1920 года в Шуши. Тогда хотя бы малая часть людей уцелела благодаря сопротивлению, благодаря спасительной тропинке, ведущей вниз, в село Каринтак и удерживаемой армянами.

        ДЫМ НАД АРМЯНСКИМ ПЕПЕЛИЩЕМ ШУШИ СТОЯЛ ЕЩЕ ОКОЛО МЕСЯЦА. Ровно столько понадобилось времени, чтобы Азербайджан поменял политическую «ориентацию», присягнув красному российскому знамени 28 апреля 1920 года. 29-30 апреля были созданы ревкомы в Шуши, Карягино и Агдаме. В Шуши председателем ревкома стал не кто иной, как организатор резни Х.Султанов. Арцахцы направили телеграммы Ленину и Нариманову. В Шуши создают новый ревком, Султанов переезжает в Баку под крылышко Нариманова, оттуда благополучно попадает в Иран, позже в Турцию, где и продолжает антисоветскую и антиармянскую деятельность. Что касается непосредственных участников погромов, военнослужащих армии мусаватистов, то они также срочно «перекрасились» в красноармейцев, не понесли какого-либо наказания за преступления, и именно этот факт в немалой степени способствовал распространению антисоветских настроений в Арцахе.

        …Понадобилось семь десятилетий, чтобы армяне Карабаха смогли реализовать свое законное право на самоопределение. Ветер перемен и единство всего армянства развеяли облако над горой. Взошло долгожданное солнце свободы. Взошло навсегда.