Логотип

ОВЧИНКА СТОИТ ТАМОЖЕННОЙ ВЫДЕЛКИ

«ПРОШЛО КАК МИНИМУМ 8 ЛЕТ НЕУСТАННЫХ РАЗГОВОРОВ НА ЭТУ ТЕМУ, пока на сайте публикаций правовых актов e-draft. am не появился законопроект, который будет регулировать вывоз сырой кожи за рубеж, — рассказывает председатель Союза работодателей легкой промышленности Армении Овсеп Погосян. – Согласно этому проекту, после проведения соответствующей аттестации сферы таможенная пошлина на вывозимую из Армении сырую кожу составит 250 драмов за килограмм».

По мнению руководителя союза, пошлина в 250 драмов вполне достаточна для того, чтобы вся кожа, получаемая после забоя скота в Армении, оставалась бы в стране. С ним согласен и директор компании Arleder, владеющей ереванским кожевенным заводом, Ваагн Карагулян: «Думаю, при средней цене 1,3-1,4 доллара за килограмм, по которой покупают кожу в Армении для экспорта, эта ставка окажется решающей для изменения ситуации».

По словам В Карагуляна, сейчас сырая кожа лучшего качества, получаемая в Армении, продается в основном в соседнюю Турцию. Эта сфера во многом монополизирована, и, возможно, именно с данным фактором связана неоправданно длительная волокита с подготовкой законопроекта. При прочих равных обстоятельствах конкурировать по цене закупок  армянские производители кожи с турецкими не могут. Последние всегда имеют возможность давать чуть большую цену, нежели местные кожевенники.

Вот и получается, что при ежемесячной потребности ереванского кожевенного завода в 500 тонн на местном рынке удается закупать лишь 50 тонн, причем более низкого качества, чем то, что отправляется в Турцию. Плюс еще порядка 25-30 тонн завод завозит из России. На вопрос корр. «ГА», почему Arleder не привозит больше из России, с которой у Армении нет таможенных пошлин, В.Карагулян опять же отмечает экономический фактор – невыгодно.

Весь рынок сырой кожи крупного скота, получаемый в Армении в течение года, В.Карагулян оценивает в 4 тысячи тонн. Таким образом, если вся кожа будет оставаться в Армении, то в месяц в среднем будет выходить более 330 тонн, что существенно ближе к необходимым 500, нежели нынешние 50 тонн. Причем, что существенно, повысится и качество выделываемой кожи.

КАЧЕСТВО СЫРЬЯ – ЕЩЕ ОДНА БОЛЬНАЯ ТЕМА ДЛЯ АРМЯНСКИХ КОЖЕВЕННИКОВ. Дело в том, что для абсолютного большинства сельчан крупный рогатый скот – это лишь производство молока и мяса.

«О том, что можно зарабатывать и на коже, никто и не думает, — говорит О. Погосян. – Более того, кожу, а также ножки крестьяне, как правило, оставляют забойщикам скота. В этом смысле могут быть эффективны централизованные скотобойни. Однако эту систему еще надо довести до ума». Во всяком случае пока система скотобоен, считает О. Погосян, больше на бумаге, и для того чтобы она нормально заработала, необходима в первую очередь их максимальная доступность для сельчан. А не так, чтобы им приходилось возить скотину за тридевять земель.

Так вот когда скотобойни нормально заработают, будет легче решать и вопрос заготовки сырой кожи, и выплат за нее. И когда крестьянин увидит, что за хорошую кожу он получит приличные деньги, тогда начнет своевременно беспокоиться и о состоянии скотины. Кожа у скота портится в основном по двум причинам: от механического воздействия и — самое главное – от различных кровососущих насекомых, в основном клещей, которые  буквально протыкают внешний покров животных насквозь. От этой напасти есть различного рода лекарственные препараты, которые нужно вовремя применять. Кстати, вакцина от клещей стоит недорого – порядка 500 драмов. И если ее использовать, то хозяева скота будут выигрывать не только в получении качественной кожи, но и в определенном приросте мяса, так как животное не будет постоянно страдать от вредного воздействия насекомых.

Но для этого нужно внедрение новой культуры содержания скотины, и в ее продвижении вполне могли бы скооперироваться тот же кожевенный завод и соответствующие госструктуры, обеспечив массовую вакцинацию. Армянские производители готовы рассмотреть этот вопрос. А сейчас они ждут не дождутся, когда «кожевенный законопроект» будет принят.