Логотип

РЕАЛЬНОСТЬ N1 ЗАМЕНЯЕТСЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ N2,

 Доцент кафедры креативной индустрии РАУ и доцент кафедры общей психологии ЕГУ Элина АСРИЯН— Вопрос в том, что мы считаем занятием за компьютером. Поиск в интернете информации — это тоже действие, связанное с компьютером. Компьютеризация во многом способствует получению новых знаний и навыков. Сегодня в школах часто задают домашнюю работу, которую необходимо выполнить на компьютере. Да и компьютерные игры не так вредны, как кажется. Просто необходимо дозировать количество экранного времени в жизни ребенка, подростка. «Все лекарство и все яд – главное доза» — эти слова знаменитого врача средневековья актуальны и «во взаимоотношениях» детей с компьютером. Если ребенок или подросток проводят за компьютерной игрой 30 минут в день, это вряд ли навредит ему. Если он любит играть, то нужно проследить, в какие именно игры. Желательно как можно раньше объяснить ребенку, что компьютер необходим в первую очередь для решения рабочих вопросов. Веские основания для тревоги появятся тогда, когда ребенок станет настолько зависимым от веб-общения или компьютерных игр, что будет сидеть у компьютера часами и почти не общаться с домашними. В таком случае надо разобраться в причинах, толкнувших его в экранный мир и предпринять необходимые меры. Зависимость плоха в любом случае – неважно от компьютера или от чего-либо другого.

— В том, что дети пошли жестокие, агрессивные, часто винят компьютерные игры и телевидение, на экране которого насилие преподносится как непременное условие самоутверждения личности.

— Я не считаю, что компьютерные игры являются причиной детской жестокости, агрессии и злобы. Иногда взрослые списывают все на компьютер, не желая докапываться до сути проблемы. А суть ее во взаимоотношениях родителей с детьми и детей со сверстниками, в социальной ситуации и т.д. Несомненно, медиапространство влияет на модели поведения ребенка, на формирование у него картины мира, но здесь следует различать разные виды контента. Не каждый контент плох и не каждый хорош. Есть стереотипное представление, например, что все советские мультики правильные и добрые. Это не всегда так. В любимом всеми нами мультфильме «Чебурашка» есть эпизод, когда крокодил Гена крадет, чтобы построить площадку для детей. Как итог действие хорошее, но как процесс нет — это воровство. Ребенок, посмотревший этот мультик, решит, что для хорошего дела можно что-то и своровать. Но ведь это не так. Я говорю это, чтобы не было стереотипного восприятия, что все, что было прежде, – хорошо, а все, что есть сейчас, — плохо.

Есть великолепные мультики Диснея, мультфильмы Пиксара, которые являются обучающим материалом не только для детей, но и для взрослых. Если мы говорим о медиаконтенте, содержащем агрессию, то родитель должен учитывать, сколько лет его ребенку, что именно ему можно смотреть, что может повлиять на его психику, а мимо чего он может пройти. Уже несколько лет на телепередачах, кинофильмах стоит возрастной ценз – 6+, 12+ и т.д. Тем самым телевидение, например, переключает фактор ответственности с себя на родителей. Если вы видите, что там 12+, то почему ваш 6-летний ребенок сидит перед телевизором? Обвинять медиа можно, но не всегда имеет смысл это делать, потому что иногда мамам удобно, когда их ребенок занят и тихо сидит. Она радуется, что он дома, перед глазами и что он не мешает ей заниматься делами, отдыхать. Часто зависимости детей от компьютера, телевизора и т.д. способствуют сами родители.

— Сегодня дети меньше общаются друг с другом в реальной жизни, предпочитая виртуальные коммуникации.

— Это просто новая реальность, с которой приходится считаться. Виртуальная коммуникация увлекает — и пусть общение там является поверхностным – это этап их социализации, который дает возможность раскрепоститься, почувствовать себя более значимым, свободным. Застенчивые дети получают здесь общение, которого им порой не хватает в реальности, это возможность найти единомышленников. Опросы показывают, что на форумах, в комментариях, чатах проще открыться и высказать собственные мысли, поделиться чувствами или планами, чем в реальной жизни.

Общение перешло на другой уровень. Идет замена реальности N1 реальностью N2 – виртуальной. Хорошо это или плохо — сказать пока трудно. То, что нас это пугает, с точки зрения психологии нормально. Все новое всегда включает тревогу, мы боимся, что это может повредить нам или нашим детям, что для нас, конечно, очень важно. Другой вопрос в том, что у детей должна быть какая-то занятость, посещения школы иногда бывает недостаточным для того, чтобы вся их энергия каким-то образом сублимировалась. Необходимо дать им альтернативные виды времяпрепровождения – занятия спортом, участие в каких-то кружках. И в любом случае надо чаще с ними общаться. Детям очень важно чувствовать, что они нужны своим родителям.

— Родители сегодня оказались в непростом положении, к стандартной проблеме «отцов и детей» прибавилось непонимание мира, в котором живут их дети-подростки, во многом, как им кажется, они кардинально другие. Больше знают, их осведомленность порой даже пугает. Но меньше гуляют, почти не читают книги, а ответы на любые вопросы дают им поисковики.

— Все времена одинаковы. Всегда кажется, что сейчас хуже, чем было когда-то. Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в жизни человека, это переход от детства к взрослой жизни. Изменения, которые происходят в его личности, — это совершенно новые преобразования, новая система ценностей, новая иерархия потребностей и ее осознание, совершенно новые модели поведения. В этом возрасте часто актуальны вызовы, и подросток, чтобы доказать своей группе, что он уже взрослый, что у него тоже есть лидерские качества, идет на многое. Изменения психологического характера, которые происходят в личности подростка, делают его более уязвимым и восприимчивым к разного рода воздействиям. Такие вызовы существуют и в виртуальном пространстве, что иногда может привести к тяжелым последствиям,  даже к суициду.

С тем, что дети перестали читать, я не согласна, тем более в сравнении с моим поколением, взрослевшим в 90-е. Новые преобразования, новые ценности отвлекали нас тогда от книг. Сейчас молодежь читает гораздо больше, поверьте. Я сужу по своим студентам, которые неплохо знают классику, в курсе всех бестселлеров. Есть даже ряд книг, которые я прочитала по их совету. Но и говорить, что читают все, тоже нельзя. Мой опыт говорит, что есть сегмент, который хорошо образован.

— Каждый ребенок индивидуален, и к нему требуется особый подход – это азбучная истина. Но ведь есть и общие закономерности, которые необходимо учитывать.

— Как психолог уверена – независимо от того, годик ребенку или 10 лет, в дошкольном он возрасте или подростковом, он должен быть уверен в безусловной любви родителей, знать, что родители его любят при любом раскладе, что они всегда рядом с ним, что дом – это его ресурсное место. Это создает тот самый психологический ресурс, который позволяет детям справляться с любыми проблемами. Родительская любовь должна быть дана не за какие-то достижения ребенка, а просто так. Ребенок должен понимать, что мама или папа могут обидеться, злиться на него, но при этом продолжают его любить. Именно уверенность, что дома тебя поймут, поддержат, и создает тот психологический комфорт и психологическую защиту, которые так необходимы детям в любом возрасте. Например, когда у 3-летнего ребенка появляется младший брат или сестренка, может возникнуть шок потери трона. Неопределенность и обида на родителей за то, что его вроде бы, как ему кажется, стали меньше любить. На самом деле это может быть не так, но ребенок в этом не уверен. В каждом возрасте есть возможности показать ребенку, что он любим, и любим без всяких условий.