Логотип

ПОДЛОЖНАЯ КАРТА

А ЧЬЕ ЖЕ ЕЩЕ? КОГДА СЛОВА «ВОССТАНИЕ», «НЕПОВИНОВЕНИЕ», «БУНТ» в политической лексике звучат чаще, чем слово «любовь» в поэтической, они вколачиваются в головы и, утрачивая первозданный смысл, начинают восприниматься как обыденность. И что же тут особенного: ну бунт, ну восстание, ну неповиновение. Особенно если в легком режиме, без водометов да еще в теплую погоду, когда солнышко светит.

Особо педалируется так называемое гражданское неповиновение — как совсем уж невинная забава наподобие втыкания цветочков в стволы автоматов — безопасно и красиво. И что же тут страшного: тебе говорят — встань, ты не встаешь, освободи улицу — ты не освобождаешь, ты сидишь. Или, как практикуют некоторые правозащитники, лежишь. Ты же не стреляешь в окна СНБ и не закидываешь камнями полицейских.

Теперь что такое неповиновение по сути и к чему оно может привести в реальной жизни. Предположим, агитаторам горланам-бунтарям удалось убедить людей сесть на асфальт и заблокировать резиденцию президента, здание Национального Собрания, Дом правительства, МВД, еще что-нибудь подобное и таким образом парализовать жизнедеятельность государства.

Сидят час, сидят два, сутки сидят, вторые. Сидельцам носят поесть, попить, тьма журналистов с камерами, интервью в прямом эфире, играет музыка, безмятежно, даже весело. Если бы не напоминало танец с граблями, на которые уже наступали.

В чем опасность, которую не могут видеть только дураки, а поскольку дураков среди политиков мало, тогда кого они принимают за них? Нельзя же, в самом деле, держать взаперти главных руководителей страны и вырубить главные госучреждения из системы жизнеобеспечения страны, чтоб подобрать власть, которая, по изящному выражению Никола Пашиняна, валяется на улице.

Неужели не ясно, что, потребовав разблокировать государственные учреждения и улицы и, услышав в ответ: «Сержик, уходи!» — власти вынуждены будут применить силу. Ту или иную. Радикальной оппозиции хочется, чтобы «ту»: с дубинками, водометами, арестами и задержаниями. Тогда «кровавый режим» будет не только красным словцом, но и реальным делом, смысл которого — умножить количество уличных протестантов и спровоцировать столкновения. И вдруг неожиданное заявление посла США в Армении Ричарда Миллза. Посвящается тем, кто всегда смотрит в сторону Вашингтона.

«МЫ НЕ ПОДДЕРЖИВАЕМ ТАКИЕ ГРУППЫ, КОТОРЫЕ ПЫТАЮТСЯ НЕЗАКОННЫМ путем свергнуть избранную власть. И мы однозначно осуждаем особенно такие группы, как «Сасна црер», предпочитающие насилие диалогу. Мы не приемлем деятельность «Сасна црер» и других, которые прибегают к насилию или угрожают причинить вред другим для продвижения своей политической повестки. В прошлом году в результате действий членов «Сасна црер» были потеряны жизни людей, а жители прилегающих районов оказались неуместно в ужасной ситуации».

Это уже что- то свеженькое. Получается, майданов типа киевского в Ереване не будет?

Получиться может по-разному, много зависит от количества и темперамента людей, которые могут оказаться на улицах.

Из наблюдений периода бурных событий конца девяностых. Сильно сопрягается с недавним признанием психиатра Нади Варданян газете «Аравот»: «Я не думаю, что с потоком населения лица с психическими заболеваниями с той же скоростью переезжают, они — та прослойка, которая остается на родине».

Мир понемногу сходит с ума, и мы тоже в общем тренде. В России, к примеру, каждый пятый страдает тем или иным психическим расстройством, а каждый второй имеет шанс заполучить его в течение жизни. В нашем случае задача в том, чтобы довести людей до необходимой для безрассудств психической кондиции, а потом направить энергию ненависти в нужное русло. Ненависть доводится до белого каления, а то, что принцип «око за око» оставляет всех слепыми, в дорожных картах не обозначено.

Что еще не обозначено или выглядит невнятно и тускло? Например. Как снизить социальное напряжение, но без кризисов и революций. О полной незанятости населения говорится чуть ли не в каждой карте, а лечить болезнь — как? Не дают ответа…

Уровень неравенства недопустим — он остается во всем мире, ясное дело, и у нас. По словам главы благотворительной организации Оxfarm Марка Голдринга, «главе какой-нибудь компании, владеющей одной из пяти дорогих модных брендов, достаточно поработать всего четыре дня, чтобы получить ту сумму, которую какая-нибудь швея из Бангладеш может заработать за всю свою жизнь».

Берем кого-нибудь из пятерки наших брендовых господ, ставим рядом с доходами медсестры из ереванского Бангладеша, получаем тот же результат. А может, и хуже.

Один из способов снижения социального напряжения — в равном образовании и хорошо оплачиваемых рабочих местах. В какой из расплодившихся дорожных карт объясняется — как этого добиться? Разоблачений общеизвестного, брани, упреков — сколько угодно, дорог, которые могли бы вывести из тупика, на картах нет.

…Выговорившиеся мегафоны долдонят трижды пережеванное, эффект, приближающийся к никакому, а мегафоны все о том же: выходите на улицы, садитесь на мостовые, не выйдете, не сядете — тем хуже для вас…

P.S. О причинах наших заболеваний. Из объяснений китайской медицины. Не будем говорить о внешних: ранения, травмы, укусы и т.д. Внутренние же болезни чаще всего связаны с эмоциональными нарушениями. Гнев вредит печени, тревога и беспокойство — селезенке и поджелудочной железе, избыток печали вредит легким, страх убивает почки.

Не перенапрягайте свою эмоциональную систему, здоровья — всем!