Логотип

ПЕРЕМЕЩЕННЫЕ ЛИЦА И ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА

ДЛЯ ЧЕГО УМ НЕ ЗА ШАХМАТНОЙ ДОСКОЙ, А В ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ? — Если бы у нас на Земле был миллиард умных людей, — объясняет Илюмжинов, — жизнь уже изменилась бы к лучшему. Такое сообщество неминуемо стало бы влиять на политику государств, что привело бы к сокращению войн, экономических и торговых конфликтов, ведь умные люди предпочитают договариваться, а не отстаивать свои интересы на поле брани.

 И еще. Умный человек всегда помнит, что живет не в вакууме, что каждое его действие вернется к нему. Он не только не станет делать ничего, что ухудшило жизнь ближнего, но и непременно постарается помочь ему улучшить свою жизнь, а если ради этого надо в чем-то ограничить свои аппетиты и желания, значит, так тому и быть.

Армения — маленькая и одновременно великая шахматная держава, имеющая двадцать пять шахматных гроссмейстеров. (Для сравнения: в Норвегии, население которой вдвое больше, гроссмейстеров всего тринадцать). Но можно ли говорить, что в великой шахматной империи сегодня все делается по уму, предполагающему взвешенные, точные, не допускающие поражения ходы, а не бесшабашному азарту, из которого получается черт знает что?

Увы. Игра идет без всякого желания учитывать опыт прошлых партий (политических), приводящих к заведомо проигрышным ходам. На площадях и улицах Еревана — повторение пройденного. То, что и как делают сегодня многие молодые, в свое время делали их родители: гнобили оказавшуюся не такой уж невыносимой власть, чтобы поймать птицу счастья завтрашнего дня.

Поймали. Большей частью в виде теоретиков, не имевших представления о том, что такое наполнение бюджета и с чем едят бухгалтерский баланс.

Замечание от Пьера Буаста, французского лексикографа и философа: «Во время революционных бурь люди, едва годные для того, чтобы грести веслом, овладевают рулем». Случалось и с нами.

ОКАЗАЛОСЬ, ЭКОНОМИСТЫ-ЛЮБИТЕЛИ НЕ СОВСЕМ ТО ЧТО НАДО, а очень скоро поняли, что и вовсе не то, чего ждали. Кто рискнет сказать, что, если завтра (сегодня) разгонят правительство, за спиной у оппозиции ждет своего часа  полноценный кабинет министров, для которых ключевое слово не «кабинет» и не «министр», а хорошо варящий котелок?

Да, обязательные уроки шахмат введены в наших школах с 2012 года, поколение умных еще только формируется, но ведь и те, кто учит уму-разуму, тоже ведь не дураки. А чему учат лиц среднего и старшего школьного возраста? Что делают, чтобы приблизить миг удачи? Из сферы практических рекомендаций: «Рвите и выносите из школ портреты Сержа Саргсяна». Хорошо, порвали, вынесли, в Марселе даже сожгли. А дальше? Хунвейбинов помните? Шахматных гроссмейстеров из их числа знаете?

Следующий ход: не исключено и даже наверняка предполагается импортозаполнение. Тоже было и тоже не самый удачный ход. Сепух Тащян, Раффи Ованнисян, Жирайр Липаритян, кто там еще? Чем прославились? Ничего путного не сделали, ничем, кроме высокомерия, себя не проявили, не прижились, кто отчалил обратно к теплым берегам, кто наведывается в Ереван от случая к случаю.

Теперь срочно зовут великого Шарля Азнавура и менее известного Сержа Танкяна. «Для обеспечения гарантирования бескровного хода изменений», — объясняет Никол Пашинян. (Каким образом господин Танкян будет гарантировать бескровный переворот, не уточняется.)

А знали ли в диаспоре, к чему на старте движения рвались бунтари? Не факт. Видят ли, как глашатаи безбрежных свобод плюют на право своих сограждан приходить на работу, учиться на лекциях в вузах, уроках в школе, пользоваться общественным транспортом и личными автомобилями? Что скажут зарубежные братья на то, когда ара Рубо и апер Гаго не дают проехать автомобилю министра обороны страны, которая каждую минуту может оказаться в состоянии войны? И вообще видят ли разницу между мирными протестами и бесчинствами, свободным волеизъявлением и принуждением?

ДЛЯ МНОГИХ ЮНЫХ РУБО И ГАГО, АНДО И ЭДО ПРОИСХОДЯЩЕЕ СЕГОДНЯ как бы народные гулянья, долгоиграющий рок-фестиваль, на котором можно вволю накричаться, прокататься верхом на одном автомобиле, пнуть ногой другой и, взявшись за руки, устроиться на мостовой, чтобы дружным улюлюканьем встретить полицейских, затем перейти на привычные кричалки и вообще от души побузотерить.

А что полиция? Бережно берет за конечности, переносит с одного места на другое, и число перемещенных таким образом лиц увеличивается с каждым днем. Весело, забавно, на уроки ходить не надо, есть где покуролесить и, главное, безнаказанно. В крайнем случае затолкают в автобус, чтобы через три часа отпустить. (Сценка из московской хроники протестов. Полицейские тащат в машину какую-то молодуху, а она вопит. Обращаясь к полицейским: «Немедленно отпустите, а то я сейчас же вызову… полицию!»)

…В первые девять дней одного года в Ереване полицию можно не звать — она была везде. Но мог ли как тогда, так и сегодня, любимый город спать спокойно? Одна из пришедшихся по вкусу кричалок наших ара Рубо и апер Гаго: «Мы хозяева своей страны!»

Увы, может получиться так, что новые хозяева придут, но страны уже не будет.

P.S. Кстати. Количество людей, выходящих в эти дни на улицы, в совокупности с теми, кто не выходит, ставит под большое сомнение заявления типа: «В Армении никого не осталось…»