Логотип

ИСПЫТАННАЯ ТАКТИКА АНКАРЫ

В ЭТОТ РАЗ ПРИЧИНОЙ КОНФЛИКТА ТАКЖЕ СТАЛА ПАЛЕСТИНСКАЯ проблема, ситуация вокруг которой резко обострилась после убийства израильскими военными около 60 палестинских демонстрантов в секторе Газа 14 мая. Произошедшее сразу вызвало подчеркнуто резкую риторику Анкары в адрес Израиля. Президент Турции Эрдоган назвал геноцидом действия Израиля против палестинцев в секторе Газа, а также назвал Израиль террористическим государством.

В свою очередь премьер-министр Турции Бинали Йылдырым заявил, что «справедливая борьба палестинского народа — это и борьба Турции», сравнив при этом лидеров Израиля с главарями фашистских Германии и Италии. Также в Турции был объявлен трехдневный траур по погибшим в секторе Газа, были отозваны для консультации турецкие послы в США и Израиле. Анкара также предложила послу и генконсулу Израиля в Турции покинуть страну.

Примечательно также, что новый кризис в отношениях с Израилем развивается в комплексе с новым витком охлаждения отношений Турции и США. Последние также стали мишенью критики Анкары в связи с решением о переносе американского посольства в Иерусалим, что стало катализатором палестинских протестов. При этом США в свою очередь в последние месяцы наращивают давление на Анкару, стремясь обеспечить корректировку внешнеполитического курса Турции и, в частности, отказ от ее сближения с Ираном и Россией.

В то же время, несмотря на позицию турецкой стороны, выступающей в роли защитницы интересов палестинцев, на деле новый кризис в отношениях Турции с Израилем и США в очередной раз отражает сочетание внешних и внутренних интересов турецкой правящей элиты. В первую очередь в действиях Анкары заметно стремление укрепить свои позиции в рамках ближневосточной конкуренции за лидерство. Турция стремится в очередной раз завоевать симпатии «арабской улицы», стремясь позиционировать себя в качестве не просто регионального лидера, но и главы мусульманского мира в целом.

В этом отношении показательным является проведение по призыву Анкары после убийств в секторе Газа чрезвычайного саммита Организации исламского сотрудничества (ОИС). По итогам саммита организации президент Турции заявил, что статус Иерусалима является красной чертой для исламского мира.

ВТОРЫМ ФАКТОРОМ, СПОСОБСТВОВАВШИМ НОВОМУ КРИЗИСУ МЕЖДУ Турцией и Израилем, скорее всего, стали внутриполитические соображения турецкой верхушки. Конфликт разразился непосредственно перед намеченными на 24 июня парламентскими и президентскими выборами в Турции. На них правящая партия и лично Эрдоган имеют дело с довольно серьезной конкуренцией со стороны как националистов, так и кемалистов. При этом в числе конкурентов правящей партии также выступают и исламисты. Еще одним фактором, ослабляющим позиции Эрдогана, является сложная ситуация в экономике Турции, девальвация турецкой лиры.

В этих условиях турецкий лидер и его партия нуждаются в средствах мобилизации и консолидации своих избирателей. В этом отношении кризис в отношениях с Израилем по палестинской проблеме пришелся как нельзя кстати, позволяя активно воздействовать как на националистов, так и исламистов. В целом для турецкого президента в подобной тактике нет ничего нового, так как ранее аналогичная методика применялась при обострении отношений с европейскими странами, что также эксплуатировалось во внутриполитических целях турецкой элитой.

Нынешнее охлаждение отношений с Израилем в то же время содержит для Турции и свои издержки, связанные с возможными ответными мерами Израиля, в частности, в виде угроз израильской стороны признать Геноцид армян. Однако в данном случае внутриполитические соображения в действиях Анкары явно перевешивают. Также примечательно, что, несмотря на жесткую риторику в адрес Израиля, турецкая сторона пока не озвучила каких-либо конкретных мер, предусматривающих ограничение экономических контактов с еврейским государством.

Между тем Израиль является важным торговым партнером Турции, также Анкара рассчитывает сыграть транзитную роль при экспорте энергоносителей с подконтрольных Израилю месторождений в Средиземном море. В результате новый кризис между странами продемонстрировал стремление Турции продолжать испытанную тактику в отношениях с Израилем и странами Запада, в рамках которой Анкара, решая за счет антиизраильской и антизападной риторики политические задачи, в то же время не отказывается от экономических дивидендов, получаемых от сотрудничества с Израилем и Западом.