Логотип

В ГЮМРИЙСКОМ ТЕАТРЕ – «СВАДЬБА» И НОВОСЕЛЬЕ

«Театр, конечно, дом, но квартиру иметь надо»

Просто так и хочется писать большими буквами!.. Руководство гюмрийского театра обязалось до конца нынешнего года обеспечить жильем пять своих артистов, которые в нем нуждаются! А поверить в то, что эта головокружительно-амбициозная сказка станет былью, позволяет следующий факт: за два часа до начала первого показа спектакля «Свадьба в тылу» состоялось торжественное вручение ключей от квартиры – пускай деньги там не лежат! – молодому актеру театра Аркадию Карагюляну.

ТЕЗИС О ТОМ, ЧТО ХУДОЖНИК ДОЛЖЕН БЫТЬ БЕЗ КРЫШИ НАД ГОЛОВОЙ и с голодным желудком, придумали сытые. По крайней мере молодой директор гюмрийского театра Тигран Вирабян с ним категорически не согласен. Вообще Вирабян, которого присутствующий на церемонии вручения и, как оказалось, сыгравший в этой истории не последнюю роль экс-министр культуры Армен Амирян называет своим лучшим назначением – это особая статья, можно сказать, песня! Еще когда будучи худруком Николай Цатурян перепрофилировал тогда совсем молодого актера в менеджеры, мальчик стал являть миру такие чудеса продюсинга, что стало очевидно – далеко пойдет. Перед началом торжественной части Тигран успел объяснить, что в той, другой жизни у аджемяновского театра было больше десятка квартир для предоставления тем, кто в них нуждается, и приглашенных артистов. «Прихватизация», землетрясение, тяжелейшие годы… Театральное жилье кануло в Лету. А вот теперь руководство театра возрождает традиции.

Десять месяцев назад был создан Фонд поддержки Государственного драматического театра им. Аджемяна города Гюмри, в который вошли люди, которые за театр болеют. У него много направлений деятельности и громадье планов. Отправка артистов на стажировки за границу, обеспечение гастролей, решение всех тех вопросов, которые невозможно осуществить на государственные средства. Среди них – квартирный вопрос, который никого не испортил, наоборот, все дружно решили, что он не должен никому портить жизнь.

В фойе театра, обставленном «все как у людей», собрались члены коллектива, многочисленные гости из Еревана и даже Арцаха. Красивое семейство Армена Амиряна, приехавшего с супругой и дочерью, выделялось среди нарядной публики.

 Спектакль об Апрельской войне«ЭТОТ ФОНД ИМЕЕТ ДЛЯ НАС ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, — НАЧАЛ ТИГРАН ВИРАБЯН. — Когда Людвиг Арутюнян и я взялись за руководство театром, мы, представьте себе, в первую очередь ознакомились со всеми проблемами, которые не имеют отношения непосредственно к процессу творчества. И главной из них оказалась проблема жилья некоторых наших актеров, которая нас крайне озаботила. После землетрясения прошло 30 лет, но, как и у многих других гюмрийцев, у некоторых членов нашего коллектива нет своего дома. Мы сочли, что решение этого вопроса – дело чести. Потому что артист, особенно гюмрийский артист, должен иметь свою крышу над головой. И мы поставили перед собой цель создать такую структуру, которая сумеет в короткий срок решить этот вопрос.

С первого дня создания нашего фонда я верил, что этот момент настанет, что мы встанем перед нашим коллективом и скажем, что готовы предоставить первому артисту квартиру, приобретенную благодаря тем программам, которые мы реализовали. И так же, как в сентябре 2017 года мы заявили, что весной вручим ключи от первой квартиры, так и сейчас я заявляю, что до конца 2018 года мы обеспечим жильем тех, кто в нем нуждается. Это очень ответственное заявление, поскольку речь идет о четырех квартирах. Но нам удается брать на себя серьезные проблемы и решать их. Должен отметить, что для покупки первой квартиры мы реализовали множество проектов, в том числе организовали в Гюмри концерт Тиграна Амасяна, который с удовольствием отдал весь сбор нашему фонду. А первым, кто перечислил в наш фонд собственные деньги, был Армен Амирян.

Я благодарен всем, кто в нас поверил и поддержал, благодарен коллективу гюмрийского драматического театра, который делает все, чтобы мы могли смело смотреть в глаза общественности. Без силы и энергии коллектива ни один руководитель не смог бы добиться того, чего мы сегодня добились. Наш театр – наш дом, который мы очень любим, и каждый житель этого дома нам очень важен».

ПОД ГРОМКИЕ АПЛОДИСМЕНТЫ ПЕРВЫЙ ВКЛАДЧИК ФОНДА ПОДДЕРЖКИ ГЮМРИЙСКОГО театра им. Аджемяна Армен Амирян передал право безвозмездного пользования театральной квартирой Аркадию Карагюляну. А прежде чем свершилось, экс-министр сказал: «Театр – это, конечно, дом, но квартира необходима каждому. Обещаю, что и в будущем не только я буду способствовать работе фонда, но мои друзья и родственники, которые живут по всему миру, наши соотечественники, будут оповещены о его деятельности и, уверен, поддержат его для того, чтобы смелое заявление, которое сделал Тигран Вирабян, было реализовано. С такой вот смелостью молодые руководители пришли в театр и сделали его одним из самых ярких очагов культуры нашей страны, о чем я неоднократно заявлял».

Очень важно, когда в молодых верят. В Вирабяна и Арутюняна поверили, и они оправдали это доверие с лихвой. Теперь остается поверить, что в нынешних условиях отдельно взятый театр способен не просто решать социальные проблемы тех, кто посвящает ему жизнь. Квартиры в Гюмри! Это же… Но надо привыкать, поскольку, по всей видимости, нам предстоит еще не одно такое потрясение.

Апрель и «апрел» — будем жить!

Интонация музыки к «Свадьбе в тылу» одновременно отчетлива и неуловима. Это и в самом деле саунд-трек к спектаклю, построенный не только на игре театрального образа, но и на всем том, что за ним стоит. Саунд-трек, ставший больше чем музыкальным лицом спектакля. Его тембровый колорит – где-то жесткий и гулкий, где-то грандиозный и победный.

В НЕМ ЗВУЧАТ СКОРБЬ И МУЖЕСТВО, БЕЗУТЕШНОСТЬ И БЕССМЕРТИЕ, а его крещендо сменяет нежнейшая лирическая фортепианная нота. Музыка, написанная певцом и композитором Айко к «Свадьбе в тылу», не музыкальное оформление, но главный герой, поднимающий спектакль над бытом и над самим собой.

 Спектакль об Апрельской войне«Наш театр счел себя обязанным обратиться к апрельской войне. Как режиссер и как армянин я горжусь нашими ребятами, их героизмом. Ведь эта история для нас — повод не только к скорби, но и к гордости, – говорит главный режиссер театра им. Аджемяна и постановщик спектакля Людвиг Арутюнян. – И мне показалось, что будет правильнее представить «тыловую историю», а не поле боя. Окопы, траншеи, боевые действия – мне казалось, невозможно добиться на сцене того, что необходимо. На одном из каналов я увидел небольшой телеочерк, рассказывающий об одном из наших гюмрийских героев, который, неся службу в Талише, встретил там девушку, влюбился, они поженились, и он привез ее в Гюмри. Но… Увидеть своего первенца ему не довелось… Эта история стала для меня основой сюжета. Я поделился мыслями с драматургом Анаит Агасерян. К моей радости, ее заинтересовала и воодушевила моя идея».

«Свадьба в тылу» — история, написанная и поставленная в жанре сериал-реализма. Весь первый акт в семье готовятся к свадьбе. Готовятся по-гюмрийски – шумно и бурно обсуждая, походя касаясь и вечных тем, и сиюминутных политических вопросов. Много шуток, взрывающих аплодисментами зал, много заигрываний с этим самым залом – не обошлось и без хрестоматийного «когда Александрополь был городом, ереванцы еще сидели на деревьях». Словом, надо понимать весь джентльменский набор гюмрийского колорита…

Три поколения этого шумного семейства с разной степенью убедительности играют три актерских поколения — именитые мастера сцены Анаит Кочарян, Сусанна Багдасарян, Ованес Ованесян, уже обретшие мастерство и известность Тигран Габоян, Нара Сантоян, Диана Мацоян, Асмик Вирабян и Аркадий Карагюлян и делающие первые шаги на сцене Тарон Григорян, Арсен Сагателян и Джемма Адамян.

2 апреля, свадьба, но сегодня была война. Не доехав до ресторана, трое героев спектакля во главе с женихом уедут в Арцах добровольцами. И будет второй короткий акт, и тревожное ожидание женщин, и напряженная сдержанность оставшихся мужчин… И возвращение. И снова свадьба! Но кто-то не вернулся из боя…

ПЕРЕД НАМИ ПО ВСЕМУ РЯДУ СИДЕЛА ДЕЛЕГАЦИЯ ИЗ КАРАБАХА, приглашенная на спектакль Министерством культуры. И в полутемном зале было видно, как они, стыдливо отворачиваясь от рядом сидящих, утирают слезы. Плакали все – кто открыто, кто украдкой, аплодировали до боли в ладонях. Здесь надо еще раз снять шляпу перед Тиграном Вирабяном, собравшим не просто аншлаговый зал, но публику – из Гюмри и Еревана.

Почти весь второй акт не смолкала музыка. Музыка, которая поднимала спектакль над собой и над нами – уходила туда, ввысь, на высоту мужества, к этим мальчикам, геройски павшим в апреле 2016-го. К мальчикам, которые вернулись на родину в отпуск бессрочный, рванные в клочья. К мальчикам, оставшимся вечно молодыми, убравшим из «апреля» мягкий знак и жестко приказывающим: «Апрел!», «Жить!» Приказано жить — есть жить!