Логотип

ЧТО НА ПРИЛАВКЕ

Иран пишем, Арцах в уме

Эта формула из ранних школьных лет приходит на ум, когда знакомишься с азербайджано-израильским флиртом последнего времени. Впрочем, еще вопрос — только ли последнего времени. Однако именно в 2009 году этот флирт принял форму бурного чувства, когда влюбленная парочка перестает замечать друг у друга любые изъяны. Даже если эти изъяны являются последствиями безобразного прошлого.

Принято считать, что взаимное притяжение Тель-Авива и Баку зиждется на общности интересов: разновидность политического сожительства по расчету. В этом есть большая доля истины: Азербайджан нужен Израилю в качестве плацдарма для планируемого удара по Ирану, в то время как Израиль нужен Азербайджану в качестве политического подспорья в противостоянии с армянскими государствами. Однако кроме этой, лежащей на поверхности, правды есть и другая, гораздо меньше афишируемая. Заключается она в стремлении Азербайджана нарастить собственную военную составляющую для возможной войны с Нагорно-Карабахской Республикой. А также в стремлении Израиля продемонстрировать миру и лично Бараку Хуссейну Обаме свое желание и умение дружить с исламским миром и уже не исподволь готовить массированный военный удар по Ирану.

Собственно говоря, и Азербайджан, и Израиль в очередной раз продемонстрировали миру свое умение торговаться. Только на этот раз на прилавке лежали не азербайджанские помидоры и еврейские ювелирные украшения, а судьбы народов и будущее государств. Если передать суть азербайджано-израильского флирта доступным неискушенному человеку языком, то выглядеть он будет так. Израиль: я тебе помогу вооружиться и сделаю вид, что понятия не имею, для чего тебе современное оружие, а ты мне взамен обеспечишь плацдарм против Ирана. Азербайджан: я пущу в Израиль нефть и газ, передам израильтянам крупные подряды в Азербайджане, предоставлю свою территорию под необходимый ему плацдарм и сделаю вид, что понятия не имею, зачем он нужен. В свою очередь ты поможешь мне с вооружением и с современной военной технологией.

Вот так, с круглыми глазами замышлялся, а теперь уже и претворяется любовный флирт между двумя государствами. При этом предполагается, что собравшиеся на свадьбу, вернее, на узаконивание порочной связи зрители и свидетели воспримут происходящее как союз любящих сердец. А если что поймут, то тактично промолчат, ибо считается, что благовоспитанные свадебные гости, как правило, не напоминают о распутном прошлом молодоженов.

Между тем напомнить следовало бы. Хотя бы потому, что нынешнее политическое сожительство Израиля с Азербайджаном обещает неисчислимые бедствия как для Арцаха и Ирана, так и для самих сожителей. Ибо старую истину, гласящую, что любое действие рождает противодействие, пока еще никто не отменял. А действия, предпринимаемые Тель-Авивом и Баку, грозят военной дестабилизацией во всем нашем регионе.

Так, в июне Азербайджан договорился с Израилем о строительстве завода по производству разведывательных и боевых беспилотных самолетов. Соглашение подписано между правительством Азербайджана и израильской компанией Aeronautics, считающейся мировым лидером в производстве разведывательных и боевых беспилотных самолетов. Кроме того, в период визита Переса в Азербайджан была достигнута договоренность о том, что израильская оборонная компания Elta Systems Ltd будет сотрудничать с Азербайджаном в области создания системы спутников. Elta Systems Ltd известна разработкой спутника TecSAR, оснащенного радаром с синтезированной аппаратурой, позволяющей получать высокого качества снимки поверхности Земли вне зависимости от погодных условий. Эта система интересна Азербайджану для ведения военных действий в горном ландшафте Арцаха. Во время того же визита Переса обсуждалось также производство израильской боевой машины пехоты (БМП) "Намер". Это – современная и хорошо укрепленная машина с вынесенным боевым модулем с двумя пулеметами и гранатометом, способная перевозить до 12 человек.

Отметим также, что в начале августа прошлого года журнал "Военный вестник Израиля" сообщил, что Азербайджан закупил у Израиля новейшие автоматы "Тавор" (TAR-21), БПЛА госконцерна IAI (модели Orbiter и Aerostar), а также ракетные системы (122, 160 и 300 миллиметров). А в сентябре того же 2008 года влиятельная израильская газета "Гаарец" сообщила о подписании контрактов между министерством обороны Израиля и правительством Азербайджана на поставку техники и вооружений на несколько сотен миллионов долларов. Речь вновь шла о поставке Азербайджану новейших автоматов "Тавор", систем связи от компании "Тадиран", гаубиц и боеприпасов производства компании Soltam, а также ракетных артиллерийских систем от госконцерна IMI.

На этом фоне совсем не беспочвенными выглядят утверждения некоторых западноевропейских и американских СМИ о том, что Израиль поставлял Азербайджану вооружение еще в годы Арцахской войны. Еще больше оснований верить американским СМИ, утверждающим, что на территории Азербайджана действуют многочисленные агенты израильской разведки "Моссад". Официально "Моссад" помогает Азербайджану в борьбе против исламистов из "Хизб у-Тахрир", однако развернутые на границе с Ираном израильские радиоэлектронные разведывательные системы SigInt недвусмысленно указывают на иные цели израильтян. Не случайно Менаше Амир, ведущий эксперт Израиля по Ирану, воскликнул: "Мы отбили Азербайджан у аятолл!"

На этом фоне вовсе не случайным выглядит пересмотр программы визита Ш. Переса и свыше ста членов делегации в Азербайджан. Как известно, вначале планировалось, что визит продлится примерно пять часов, однако затем все было пересмотрено и визит "растянулся" до двухдневного. Отметим также, что визит Переса стал причиной отзыва посла Ирана в Баку в Тегеран — "для консультаций".

Израиль лезет в наш регион, в котором у него свои далеко не меркантильные интересы. Вспомним, как он еще недавно снабжал Грузию современным вооружением. Вспомним также причины, по которым это снабжение прекратилось или, во всяком случае, считается, что прекратилось. Армения должна воспользоваться опытом других стран для прекращения военного сотрудничества между Израилем и Азербайджаном. Особенно с учетом международных договоров об ограничении обычных вооружений.