Логотип

ЛИКВИДАЦИЯ «ПРЕДАТЕЛЯ»

ВОДОРАЗДЕЛ МЕЖДУ СЕГОДНЯШНИМИ «СВОИМИ» И «ЧУЖИМИ» (понятие «чужой» вообще склонно делиться, как раковая клетка) и заложили события 1917 года, они ушли в свою историческую перспективу – красный террор. Те, кто уехал в эмиграцию, тоже дошли до своего критического предела, когда Иван Бунин с советским послом выпили шампанского за здоровье товарища Сталина – и это были приговор и тупик.

Позже, в 1990-е, в России «свои» и «чужие» стали носителями истинного и ложного покаяния, реформаторами, приватизаторами и «дерьмократами», челноками в Турцию, теми, кто вдруг стал боготворить Белое движение, так и не узнав, что оно порой начиналось с еврейских погромов, кто стал предпочитать поэтов Серебряного века, вдруг пренебрегая Николаем Заболоцким, или теми, кто стал яростно уничтожать промышленность и военные училища. И, наконец, теми, кто распространял хрусталь и сибирские шали по вагонам или тихо умирал от голода и нехватки лекарств.

С новой силой эта дележка отозвалась в годы войны на Украине: «вата», «колорады», «укры», «хохлы», за которых стали даже банить на Фейсбуке, вдруг выделились в полузооморфные подгруппы из двух родственных народов, о которых Василий Шульгин в статье «Украинский вопрос» писал как о двух частях единой русской души – северной и южной.

Однако были и те, кто стремился к центризму, они сочувствовали и убитым детям Донбасса, и сгоревшим в Одессе, и фейковой смерти Аркадия Бабченко. В разных лагерях таких персоналий воспринимали плохо, как перебежчиков – так они стали «предателями» и для тех, и для других. И действительно, участь таких будет близка судьбе Григория Мелихова, он, повоевав и за красных, и за белых, топит в полынье свои ордена и уходит как будто в отшельники. Что возможно, но только до поры до времени.

События в Армении заставили россиян вспомнить и Октябрь, и стояния на Болотной площади, и убийство Немцова, и другие драматические события. Несмотря на то что «Левада-центр» говорит о равнодушии к армянской весне большей половины опрошенных респондентов, есть все основания предположить: в наших вузах студенты будут чаще обращаться к армянским темам, особенно будущие журналисты, кавказоведы, тюркологи, политологи. Появившаяся в российских СМИ мода на Армению в апреле этого года быстро вернулась туда, где она пребывала все эти годы: в небытие. Но при этом на российско-армянское политологическое и медиаполе пришли единицы, которые не ищут у армян особых симпатий, а приходят с вполне прагматичными целями, как эксперты.

Что нужно сделать для того, чтобы этот пул удержал свое качество мысли и действия?

НА ЭТИ ВОПРОСЫ ЧАСТИЧНО ОТВЕТИЛИ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ в Российско-Армянском Содружестве (РАС) по теме «Освещение российско-армянских взаимоотношений в российских и армянских СМИ». Здесь ставили жесткие диагнозы. Самым хроническим стало несистемное информирование российских журналистов со стороны Посольства РА в РФ и руководства диаспоральных организаций. Итогом этой встречи стало создание рабочей группы для формирования информационной политики. Именно ее отсутствие привело к дефициту оперативных новостей в дни апрельской войны в Арцахе в 2016 году. Нона Амбарцумян, журналист телеканала «НТВ», рассказала об опыте создания telegram-канала Novostyan. Он оперативно и достоверно распространяет информацию о событиях в Армении.

Главный редактор youtube-канала «Межнациональное телевидение» Александр Нехорошев говорил о необходимости создания российско-армянского телевидения. Речь идет о том, как наполнить это поле содержательным контентом, который мог бы ликвидировать болезненные темы, связанные, например, с исторической миссией таких легендарных героев Армении, как Андраник Озанян, Гарегин Нжде.

Появилась идея в ближайшее время создать российско-армянский пресс-клуб. Он мог бы собирать раз в месяц по актуальным темам не только журналистов, но и политиков, общественных деятелей, блогеров. «Свежими головами» могли бы выступать представители грузинской, абхазской, талышской, еврейской, украинской и других общин России. Его аналог в армянской общине уже был. В 2010 году в рамках работы клуба «Друзья Арцаха» пул федеральных СМИ («Известия», ТВ-Центр, «Новые Известия», КП», «Литературная газета» и др.) работала в Арцахе. Вышедшие материалы имели большой резонанс. Больше других – очерк Екатерины Григорьевой «Остров Карабах» в «Известиях». Тогдашнего главреда «предательского» издания Виталия Абрамова призвали к ответу в Баку: как это так, газету тиражируют в Азербайджане, а пишет она о Карабахе с проармянских позиций?!

При этом многие журналисты, побывав у президента НКР Бако Саакяна, владыки Паргева Мартиросяна, на обряде крещения в Гандзасаре, в Ванке и на сборе туты, думали, что пришли освещать арцахские реалии «всерьез и надолго», но этого не произошло. Именно поэтому провал федеральных СМИ выравнивала в эти годы блогосфера. Как бы из низов своего непрофессионального бытия, из ЖЖ и других ресурсов она двинулась в Арцах и перевернула ситуацию. Про непризнанную республику заговорили Антон Носик, Александр Лапшин, блогеры из Украины и Литвы. Теперь пришла пора подключаться к темам и федеральным российским СМИ, тем более что поле разогрето и прокачано.

ПРЕСС-КЛУБ ДОЛЖЕН СТАТЬ ПЛОЩАДКОЙ ЕСЛИ НЕ ПО КОНСОЛИДАЦИИ УСИЛИЙ и реализации программ, то хотя бы здесь можно научиться выслушивать претензии и упреки, не доводя их до состояния кипения и агрессии в соцсетях. Есть одно большое «но»: армяне должны понять, что русские журналисты и политические обозреватели вряд ли будут принимать попытку их отформатировать или навесить на них ярлык «предателя». Этимология все же относит это хлесткое слово к оскорблению человека, кто был предан какой-то идее и в силу определенного давления или подкупа «эволюционировал» в сторону Азербайджана или в оппозиционный лагерь.

Русские люди, готовые поддерживать диалог с представителями армянской общины, думается, с большим недоумением будут встречать ложный античный пафос тех армянских активистов, кто начнет выкручивать им руки с вопросом «а где вы были 15 апреля?» или попытаются поговорить с экзальтацией героев Достоевского об идеалах «святой революции». Русский человек в эти 30 лет действительно довольно много трудился над уроками своей трагической истории. И именно сейчас в нем можно разбудить интерес к другой сопредельной реальности. Вполне возможно, что Россия наполовину осталась индифферентна к смене политического режима в Армении потому, что ментальность интеллигентного россиянина в целом не приемлет повышенного градуса разговора.

Расстрел Белого дома и убийство журналиста Дмитрия Холодова и другие трагические события новейшей российской истории почти не вызывают активной душевной рефлексии. Поэтому и перезапуск российско-армянских медиаотношений должен избегать упреков в «предательстве» и упоминаний о таких «буревестниках революции», как Элтон Джон. Тем более такие выдающиеся ученые, как Аветик Бурназян, заложивший ряд фундаментальных медицинских направлений, связанных с ядерной радиацией, космосом, бактериологическим оружием, академик Самвел Кочарянц – один из разработчиков ядерного щита СССР, оба уроженцы Нор Баязета, сравнительно недавно лишились грифа секретности своих биографий. И нам действительно есть о чем поговорить.

Валерия ОЛЮНИНА