Логотип

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО БУДУЩЕГО

«МЫ — ЗА БЕЗОТХОДНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ЗЕЛЕНУЮ ЭКОНОМИКУ И ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО», — уверяет соучредитель и директор ЗАО Orwaco, агроэколог по профессии Лусине НАЛБАНДЯН.

Что стоит за этими словами, попытались выяснить в беседе с ней и заодно понять, насколько у нас развито органическое производство, которое вот уже много лет является одной из приоритетных задач Минсельхоза, отраженной даже в стратегии устойчивого развития. Тем более что недавно в ходе посещения Тавушской области премьер-министр Никол Пашинян также коснулся темы экологически чистого производства, заявив, что Армения должна сформировать и продвигать соответствующий имидж на международной арене.

Поощряем, но не мотивируем

Вопрос в том, что любое органическое производство начинается именно с земли. Поля, где выращиваются кормовые культуры, и даже пастбища, где пасется скот, не должны быть обработаны никакой химией. Плодородность же почвы поддерживается путем внесения органических удобрений.

В АРМЕНИИ, ОДНАКО, ЧУТЬ ЛИ НЕ КАЖДЫЙ СЕЛЬЧАНИН ИСКРЕННЕ СЧИТАЕТ, что если он выращивает продукцию в селе, то это уже экологически чистая продукция. Но можем ли мы говорить об органике в условиях массового применения химических (в основном азотосодержащих) удобрений, ставших с легкой руки Минсельхоза самым доступным и, соответственно, самым популярным видом обработки полей и садов?

О необходимости разработки национальной программы, предусматривающей переход на органические удобрения и увеличение мощностей местных производителей, впервые заговорил еще в 2011 году бывший в то время премьер-министр Тигран Саркисян. Это очень важная проблема, убеждал он, поскольку использование селитры, по оценкам специалистов, плохо влияет на качество почвы, снижая ее производительность.

Далее он пообещал, что правительство подпишет договоры с местными производителями и выделит средства из бюджета для того, чтобы они поставляли органическое удобрение отечественного производства фермерским хозяйствам. Тем самым можно было бы решить сразу две задачи: сделать местное удобрение дешевле импортируемой селитры плюс увеличить производительность сельхозпродукции. Однако программа эта так и не была реализована, равно как и не выполнены обещания оказать содействие местным производителям органических удобрений. Хотя все последние годы каждый премьер и очередной руководитель Минсельхоза по случаю и без продолжали говорить о необходимости развития органического сельского хозяйства в Армении. Но почему-то решили субсидировать минеральные удобрения, выделяя на эти цели из бюджета миллионы драмов ежегодно.

Европейцы заинтересовались

Бизнес тем временем шел своим путем. Именно в 2011 году в Абовяне Котайкской области и была создана компания Orwaco, ставшая совместным армяно-норвежским предприятием. Изначально она специализировалась на переработке жидких органических отходов Лусакертского биогазового завода.

В ДАЛЬНЕЙШЕМ СПИСОК ПЕРЕРАБАТЫВАЕМОГО СЫРЬЯ ЗАМЕТНО РАСШИРИЛСЯ, и сегодня на предприятии делают органические удобрения на основе навоза, птичьего помета и даже отходов винодельческих предприятий, что позволяет получать удобрения, наиболее подходящие для растений, которым необходима кислая среда в почве. Однако основной акцент поставлен на применении в качестве сырья использованного грибного компоста, что делает компанию уникальной в этом направлении.

— Мы — единственная компания в мире, которая выпускает в производственных масштабах органическое удобрение — биогумус — на основе отработанного грибного компоста. Многие мировые производители заинтересовались нашим методом. Недавно у нас побывали голландские специалисты, которые также хотели перенять наш опыт, — говорит руководитель Orwaco. — Дело в том, что во всем мире для производства биогумуса употребляют в основном навоз крупного рогатого скота. Мы же применяем отработанный грибной компост, который состоит из птичьего помета. Свои исследования в этом направлении начали проводить еще в 2009 году совместно с Аграрным университетом Армении и норвежскими коллегами. Два года длились эксперименты, в результате чего и была разработана новая технология, — рассказала наша собеседница.

Далее к процессу подключился один из крупнейших производителей грибов в Армении — компания «Арохч сунк», являющаяся сейчас соучредителем Orwaco и одновременно поставщиком отработанного грибного компоста. Сырье это стерилизуется с помощью пара и отправляется на дальнейшую переработку, в результате чего получается отличное удобрение из птичьего помета и соломы, уже засеянное мицелиями грибов. В пропаренную смесь помещают калифорнийских дождевых червей. Они без проблем живут в искусственных условиях, отличаются хорошим аппетитом, а значит, и отходов их жизнедеятельности получается больше. В итоге получается биогумус, который, в отличие от навоза, традиционно используемого в качестве органического удобрения, не содержит никакой патогенной флоры: вредоносных бактерий, кишечной палочки, яиц гельминтов и пр. Кроме того, он содержит примерно в 5-8 раз больше питательных веществ, необходимых растениям, чем обычный навоз, и улучшает структуру почвы.

На вопрос «получала ли компания какое-либо содействие со стороны государства с учетом приоритетности развития органического сельского хозяйства в стране?» г-жа Налбандян коротко ответила: «Обещания были, реальной поддержки — нет».

Тем не менее Orwaco успешно развивается, производя ежегодно в среднем около 500 тонн биогумуса. Наряду с этим на основе биогумуса выпускает и другие виды органических удобрений: примерно 1500 тонн в год органомикса, являющегося смесью торфа, биогумуса и компоста, порядка 5 тыс. куб. м супермикса — смеси, обогащенной биогумусом, торфом, органамиксом, пемзой и т.д. Плюс компания производит порядка 15 тыс. литров в год жидкого удобрения, биожидкости, которое можно использовать в виде орошения или опрыскивания растений.

Конкурируем с селитрой

Продукция ориентирована пока на местный рынок, хотя предприятие уже готовится к экспортным поставкам в Объединенные Арабские Эмираты, получив для этого регистрацию на все виды удобрений. Более того, продукция Orwaco сертифицирована как по европейским, так и американским стандартам и допускается к употреблению в органическом сельском хозяйстве.

РОЛЬ КОМПАНИИ В АРМЕНИИ, ПО СЛОВАМ ЕЕ РУКОВОДИТЕЛЯ, — НЕ ПРОСТО популяризировать органические удобрения, но прежде всего пропагандировать органическое сельское хозяйство, чтобы люди начали понимать важность именно органического земледелия. Наша страна ведь очень маленькая, у нас нет огромных площадей и масштабного сельхозпроизводства, и мы не можем конкурировать с другими странами большими объемами. Поэтому нашим единственным конкурентным преимуществом, рассуждает г-жа Налбандян, должно стать отменное качество экологически чистой продукции, на которую повсеместно есть большой спрос.

— Если же говорить о конкуренции на внутреннем рынке, то, возможно, это звучит парадоксально, но мы вынуждены конкурировать с аммиачной селитрой. Наш народ просто привык к минеральным удобрениям, поскольку государство выделяло субсидии для их приобретения, наладив в селах соответствующие механизмы между сельчанами и старостами общин при поставках удобрений. Однако селитра отвечает за вегетативный, а не за генеративный рост растений. Проблема в том, что многие фермеры просто увеличивают дозу минеральных удобрений для улучшения качества урожая. К примеру, мы ежегодно проводим исследования арбузов и дынь. Результатов нынешнего года пока нет, но, согласно предыдущим анализам, примерно в 95% наших арбузов и дынь количество нитратов в 2-5 раза больше нормы. С виду вроде красивый, красный и сочный арбуз, но, по сути, опасный, поскольку в нашем организме эти нитраты потом превращаются в канцерогенные вещества, — детально изложила суть дела наша собеседница.

На самом деле — сельское хозяйство, строящееся на принципах химизации, с каждым годом будет все более и более проблематичным. Многие эксперты сейчас отмечают, что не пройдет и нескольких лет, как повсеместно будет наблюдаться глобальная смена парадигмы систем хозяйствования и на смену химизации сельхозпроизводства придет биологизированное земледелие.

— Вопрос в том, что просто объявить приоритетом развитие органического сельского хозяйства в Армении недостаточно. У нас же все эти годы все было на уровне обещаний, высокопарных слов и длинных предложений в различных стратегиях развития. Но, чтобы идти вперед, нужно разрабатывать конкретный план действий и претворять в жизнь целевые программы. Иначе будем топтаться на месте, по-прежнему полагая: если овощи и фрукты выросли в селах, значит, это уже органическая продукция, — заключила Лусине Налбандян.