1. ВНАЧАЛЕ О ХОРОШЕМ. Я увидел глаза человека, который искренне хочет добиться качественных изменений в армянской экономике и обществе. Так как премьер, из горных упрямых армян, уверен, что он действительно будет стремиться провести данные изменения и обладает необходимыми волей и жесткостью для этого. Остается собрать профессиональную команду, способную провести реформы. Премьер понимает, что такого рода изменения имеют социальную природу и речь должна идти о переменах в социальной психологии армянского общества, когда оно отказывается от иждивенчества и привычки перекладывать на государство задачи и функции, которые должны быть прерогативой самого человека. Армянин в Армении должен избавляться от навязанной в XX веке привычки быть бедным. И здесь я могу однозначно сказать, что такой поворот в армянском случае может быть достигнут практически мгновенно, если будут созданы необходимые политические и социально-экономические условия.
Здесь хорошее заканчивается, и начинается критическая часть, которая должна быть большой, но ограничимся основным и касающимся скорее философии реформ, нежели конкретики.
2. Я ясно вижу, что у премьера и его команды отсутствует осознание необходимости целостного подхода к государственной деятельности (whole-governmental approach), когда есть понимание, что вы сталкиваетесь со сложными явлениями и сложными системами. Планируемые изменения могут быть реализованы, если экономика Армении рассматривается как единое целое, в свою очередь являющееся частью целостного государства, общества, народа. Армения и армянский народ должны спланировать и совершить скачок в XXI век, а это требует мобилизации и концентрации всех усилий и потенциала: духовного, социального, военно-политического, финансово-экономического и пр. Без этого перепрыгнуть пропасть, отделяющую Армению от процветающего будущего, не получится. Иллюзий быть не должно. Это сложная и крайне ответственная активность, и простые решения и подходы априори не проходят и являются ошибкой. Советники, предлагающие простые «эффективные» решения, должны немедленно уволиться.
3. В речи премьера я не увидел четкого указания и осознания, что мы — страна, находящаяся в состоянии войны, а это означает необходимость и способность мгновенно проводить мобилизационные мероприятия, также охватывающие все армянское общество и народ. Войну, именно войну, а не сражение или кампанию выигрывает тот, кто в состоянии быстрее мобилизоваться и выдерживать военное положение на протяжении длительного периода. Как мобилизация, так и способность держать удар требуют целостного подхода к народу, экономике, обществу и понимания сложности их достижения и поддержания.
К счастью, в XXI веке философия и наука в достаточной степени проработали данные вопросы, существует философия и наука сложности, разработавшие необходимый категориально-понятийный аппарат, методологии и методы проектирования, внедрения и сопровождения сложных систем. И как-то так получилось, что именно такие системы были предметом моего научного интереса в последние 10 лет, но применительно к системе НБ и военной сфере. Однако полученные результаты применимы и к экономике, и к обществу в целом.
4. ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ, каким образом целостный подход, требования философии, науки и сложности могут быть отражены на функциях и структуре правительства, нужно серьезно поработать. Такой проект, равно как и сама стратегия и программа реформ армянской экономики, может быть разработан за год, если напрячься и собрать команду профессионалов. Быстрее будет крайне сложно, и придется двигаться параллельным методом, когда вы разрабатываете пакет концептуальных документов, программ развития и одновременно осуществляете действия по их внедрению.
Без объяснений, просто в форме констатации. Если обеспечение политического и административного ресурса для проведения реформ — это прерогатива премьера и аппарата правительства, обеспечение целостного подхода и мобилизационные мероприятия являются прерогативой советов безопасности РА и Арцаха.
ПРИМЕЧАНИЕ. На заре создания Третьей Республики и первой Арцахской войны нам такая активность удалась, когда мы одновременно создавали армянские вооруженные силы и вели войну против многократно превосходящего по потенциалу и возможностям противника. Это стало возможным, так как были такие военные профессионалы, как генерал Норат Тер-Григорьянц, и был создан штаб, который обеспечивал целостность армянской государственности в войне: аппарат Совета безопасности Армении. Это во всех смыслах уникальное явление. Были уникальные структуры и активность, могу ответственно сказать как системщик. Создать за столь короткое время такие структуры с нуля, растеряв в веках практически весь опыт государственного мышления, не удавалось никому. Во всяком случае мне такие примеры не известны.
5. СКОРЕЕ ВСЕГО, ИМЕННО ВСЛЕДСТВИЕ отсутствия целостного взгляда в выступлении премьера не нашло отражения или было затронуто вскользь столь важное понятие, как реиндустриализация, когда премьер говорил только о некоторых из отраслей, но не затронул критически важные отрасли цветной металлургии, химической промышленности, приборостроения, машиностроения и пр. «Высокие технологии» — это функциональное понятие, и, безусловно, надо внедрять именно данные технологии. Но высокие технологии присутствуют во всех отраслях экономики. Премьер на самом деле говорил о прорывных технологиях, а не о высоких, но это суть детали.
6. ТАКЖЕ, ПОХОЖЕ, НЕТ ОСОЗНАНИЯ, что нужно полностью менять законодательную базу экономики, так как она ориентирована на поддержание и обслуживание олигархической системы. Без данного шага все сказанное Николом Пашиняном останется благими пожеланиями. Не увидел в выступлении и понимания, что уход от монополий, монополизированной экономики требует сознательных и жестких усилий. Монополии должны быть демонтированы государством, чтобы создать условия для появления конкуренции. Только заявлениями и даже обеспечением возможности ввоза ГСМ или сахара, например, невозможно уйти от монополий. Можно сослаться, скажем, на опыт тех же США и демонополизацию нефтяного рынка, описанный у того же Тарона Аджемоглу. «Невидимая рука рынка» — это фикция, если она не является рукой правительства.
7. НЕ УВИДЕЛ ОСОЗНАНИЯ важности инфраструктур, обеспечивающих целостность экономики, государства — транспортных, энергетических, коммуникационных, информационных и пр. Это отдельная и крайне важная тема, которая должна быть в фокусе внимания премьера и его правительства. Ни слова не было сказано об армянской атомной энергетике и критическом 2026 годе. Солнечные батареи — хорошо, но это мизер, отдельная большая тема.
8. НА ПРИМЕРЕ ПРОБЛЕМ РЕФОРМИРОВАНИЯ образования в выступлении Никола Пашиняна наглядно можно увидеть опасности узкого подхода. Необходимо задумываться о реформировании всей системы образования Армении — от детских садов до аспирантуры и переподготовки кадров. Планировать реформу только системы высшего образования — ошибка и тупик. Только целостный подход и только вся система образования. Благо такие специалисты в Армении есть. Я даже рискну назвать имя проректора по науке РАУ Паргева Сергеевича Аветисяна, признанного профессионала в данной области.
9. Тему ВПК затрагивать не буду, так как это огромная и крайне актуальная тема. И главное. Сложности, которые предстоит преодолеть, могут вызвать паралич воли, когда опускаются руки. Однако, как бы это парадоксально ни звучало, осознание сложности стоящих задач упрощает поиск решения и позволяет справиться с ними, облегчая путь, который предстоит пройти. Главное — иметь волю, и тогда шаг за шагом можно прийти к новой Армении, если вы представляете пути, по которым предстоит идти, и разработали дорожную карту. Решающей на самом деле является воля. Остальное приложится и найдется уже в пути, благо у моего народа огромный интеллектуальный потенциал и опыт выстраивания таких путей и реформ.
Справимся, уверен.
facebook.com/hrachya.arzumanian/posts