ПРОФЕССОР МИКАЕЛЯН ОСТАЛСЯ ЛЕЧИТЬ ЛЮДЕЙ, И ЛЮДЯМ БЫЛО ВСЕ РАВНО, на каком языке он говорил лучше — русском или армянском.
Неплохо знал Александр Микаелян и немецкий, в чем автор убедился на месте происшествия. Дело было в ресторане «Ахтамар» на Севане, где спецгостей ЦК потчевали, как водилось, в зале с табличкой «спецобслуживание».
Автор, сопровождавший делегацию партайгеноссе из Германии, сразу обратил внимание на шумную компанию, обедавшую в том же зале.
— Профессор Микаелян с коллегами, — развел руками метрдотель, как бы давая понять: «Извините, но перед таким человеком все двери открыты».
Что правда, то правда. Но правда была и в том, что в тот день врачи явно приняли лишнего, а когда это стало очевидно и немцам, пришлось подсесть к столику, сказать о зарубежных гостях и попросить: «если можно, чуть потише».
—Могу я поприветствовать немецких друзей? — спросил Микаелян.
— Конечно. Переводчик вам поможет.
Тост был произнесен на чистейшем немецком, открывавшем профессору дорогу в Бундестаг.
А на армянском Микаелян и в самом деле говорил с акцентом. Родился в Тбилиси, учился в Москве, работал там же, был приглашен в Армению организовать службу сердечно-сосудистой хирургии и трансплантологии. Приглашение принял, приехал, организовал.
ДАЛЬШЕ ПО СУТИ ДЕЛА И БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ.
Виктор Амазаспович Амбарцумян. Астрофизик с мировым именем, долгие годы президент Академии наук Армении. Родился в Тбилиси, окончил Ленинградский университет, аспирант Пулковской обсерватории. Был женат на Вере Федоровне Амбарцумян (урожденной Клочихиной, родом из деревни Лысьва Соликамского уезда Пермской губернии).
Мартирос Сарьян. Родился в Нахичевани-на-Дону. Место учебы — Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Жил и работал в Париже, в 1921 году по приглашению Совнаркома Армении переезжает в Армению.
Братья Абрам и Артем Алиханяны. Выдающиеся физики-ядерщики. Родились в Тбилиси, учились в Ленинграде. Основали в Армении Арагацскую научно-исследовательскую станцию космических лучей. С 1941 по 1973 годы Артем Алиханян — директор Ереванского физического института и заведующий кафедрой Ереванского университета. Стал прототипом главного героя в художественном фильме «Здравствуй, это я» с Арменом Джигарханяном в главной роли. Фильм номинировался на приз Каннского кинофестиваля.
Братья Орбели. Иосиф Абгарович — востоковед, директор Эрмитажа, первый президент Академии наук Армении, владел армянским, русским, греческим, латинским, грузинским и турецкими языками.
Леон Абгарович — выдающийся физиолог. Проходил стажировку в физиологических лабораториях Англии и Германии, а также в Италии, на Морской биологической станции в Неаполе. Именами Орбели названы улицы в Ереване, Нижнем Новгороде, Кривом Роге, Санкт-Петербурге.
Александр Спендиаров, Александр Таманян, Эдвард Мирзоян, Грант Матевосян, выведенный на орбиту московским журналом «Дружба народов», поддержанный другом по Высшим сценарным курсам в Москве Андреем Битовым, и только потом признанный у себя дома.
ЕЩЕ ЕСТЬ? СКОЛЬКО УГОДНО! КАЖДЫЙ ОБЪЯСНЯЛСЯ НА ЯЗЫКЕ, на котором говорил лучше, но все как один служили своей Родине. И как!
К чему об этом сегодня?.. «Облако в штанах» и тех, кто вместе с ним решал, что профессору Микаеляну в парламенте не место, помните? Растаяли, размылись, смылись, прошли, как с белых яблонь дым.
И вот пришли новые и вновь за старое. Кто откуда родом, где учился, на ком женился, чтобы потом… А потом, как знаем, у нас бывает суп с котом.
Никто сегодня не учит русский потому, что, как утверждал поэт, «им разговаривал Ленин». Учат потому, что Россия в известном смысле наша и в России миллион с лишним наших. Этого недостаточно?