ЛЕГЕНДАРНЫЙ ФОТОГРАФ, РОДИВШИЙСЯ В ТУРЦИИ, АРА ГЮЛЕР, известный также своими уникальными фотографиями, на которых запечатлена история Стамбула на протяжении почти 75 лет, скончался в ночь на 18 октября в родном городе, где прожил всю жизнь. Ему было 90 лет. Вечером ему стало плохо с сердцем: доставили в клинику, в отделение интенсивной терапии, где его сердце дважды останавливалось, но медикам удалось тогда спасти его. Врачи делали все возможное, чтобы удержать его в этом мире, и на какой-то момент, показалось, что опасность миновала. Но третьего удара сердце не выдержало.
Ара Гюлер родился 16 августа 1928 году в стамбульском районе Бейоглу в армянской семье, учился в армянской школе Гетронаган. Отец будущего фотографа владел аптекой, а среди друзей отца было множество весьма интересных и творческих людей. Так, с самого детства мальчика окружало богемное по тем временам общество. Ара с детства хотел стать актером и, еще учась в школе, начал играть в театре — в тот период он посещал курсы драматического искусства под руководством Мухсина Эртугрула, основателя современного турецкого театра. Кстати, его одноклассником был главный дирижер Академической капеллы Армении профессор Ованес Чекиджян, который как-то вспоминал, что уже в школьные годы Гюлер отличался от сверстников: «Он видел и замечал то, чего не видел никто».
Впрочем, несмотря на всю свою любовь к кино, в момент выбора профессии Ара отказался от актерства в пользу журналистики, поступив в 1950 году на работу в редакцию газеты Yeni Istanbul в качестве фотожурналиста, что и стало его будущей и единственной профессией. Правда, в то же самое время он изучал экономику в университете Стамбула. Позднее он перешел работать в другое издание, в газету Hurriyet.
ПЕРВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ ПРИШЕЛ К НЕМУ В 1958 ГОДУ, когда американский журнал Time & Life открыл свой офис в Стамбуле, и Гюлер стал первым корреспондентом этого издания на Ближнем Востоке. Вскоре он стал получать заказы от таких престижных европейских изданий, как «Пари-матч», «Штерн», «Санди таймс». После окончания военной службы в 1961 году Гюлер работал на турецкий журнал «Хайят» в качестве руководителя отдела фотоиллюстраций. А еще через несколько лет он встретил известных французских фотографов Марка Рибу и Анри Картье-Брессона, которые помогли ему подписать контракт с влиятельным и престижным фотоагентством «Магнум». В 1961 году его работы были представлены в британском альбоме лучших фотографий года.
В тот же год он становится первым и единственным турецким фотографом, принятым в Американское общество медийных фотографов, а швейцарский журнал «Камера» посвятил ему целиком свое специальное издание. Его фотографии иллюстрировали книги многих европейских авторов и выставлялись на выставках и в музеях по всему миру, печатались в журналах Англии, Франции, Германии, Швейцарии. Несколько раз его персональные выставки проводились и в Ереване (говорят, что все армянские фотографы, с которыми Гюлер встречался в те дни, опускались перед ним на колени в буквальном смысле слова).
Он объездил очень много стран, от Африки до Афганистана, не говоря уже об Америке и Европе. Но больше всего он снимал Стамбул. Черно-белые фотографии мечетей, достопримечательностей города, бытовые сценки и уникальные фотографии Стамбула, лежащего под снежным покровом, включенные в многочисленные роскошные фотоальбомы, сегодня являются наиболее популярным сувениром у гостей города. Обладатель Нобелевской премии турецкий писатель Орхан Памук использовал фотографии Гюлера для украшения своей книги «Стамбул: Воспоминания и город», и, по всеобщему признанию, они как нельзя лучше подошли к оформлению текста книги. Гюлер снимал город через призму некоей меланхолии, которая ему и многим другим кажется наиболее характерной чертой этого города.
Кроме городских пейзажей и красот природы он делал и фотопортреты звезд политики и культуры, спорта и бизнеса: Сальвадор Дали, Альфред Хичкок, Уинстон Черчилль, Сулейман Демирель, Уильям Сароян, Пабло Пикассо, Арам Хачатурян, Назым Хикмет, Марлон Брандо, Луи Арагон, Федерико Феллини…
У ГЮЛЕРА БЫЛО МНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАГРАД — орден Почетного легиона, Большая премия президента Турецкой Республики в области культуры и искусств, награда фонда «Люси» за вклад в искусство фотографии на протяжении всей жизни, «Фотограф века», вручаемая турецким Министерством культуры, и масса других. Он издал несколько книг по технике фотографирования и записки своих путешествий и мыслей. Среди опубликованных книг фотографа — «Креативные американцы Ара Гюлера», «Проживая в Турции», «Ара Гюлер: фотографии» и много других. Вдобавок ко всему вышеперечисленному в 1975 году он выступил в качестве режиссера документального фильма «Конец героя», рассказывающего о событиях Первой мировой войны. А 18 августа в Стамбуле был открыт Музей фотографии его имени.
Его называли «Оком Стамбула». Его хорошо знали в городе. Он любил гулять пешком по Стамбулу, по его закоулкам в старой части города. И не отказывался от этой своей привычки до последних дней жизни. Его часто можно было видеть сидящим за столиком кафе в центральной части Стамбула, которым он владел — «Ара кафе», украшенном его же фотокартинами.
У него была своя философия фотосъемок. Он уделял большое значение присутствию человека на своих фотографиях и представлял себя в качестве «визуального историка событий». «Когда я снимаю Святую Софию, большую роль играет фигура человека, проходящего мимо. Он символизирует жизнь». Он был уверен, что фотография должна отражать человеческую память, человеческую жизнь и, главное, человеческие чувства и страдания. Гюлер считал, что фотография должна отражать реальность в противовес, скажем, изобразительному искусству, которое лишь представляет взгляд художника на жизнь. Более того, он не считал работу фотожурналиста (а именно таковым он и считал себя) искусством. Он не придавал значения и не характеризовал фотосъемку как акт искусства. Он предпочитал определение своей работы как «фотожурналистика». Не случайно книга Несина Тавласа, посвященная жизни и творчеству Ара Гюлера, называется «Фотожурналист» и представляет в хронологическом порядке всю жизнь Гюлера и параллельно 80 лет истории Турции.
Последние годы он страдал от почечной недостаточности, и врачи поддерживали его состояние при помощи процедуры диализа. Трижды в неделю он проходил соответствующие процедуры. «Я тупею от этих процедур. Три дня в неделю я ничем не могу заниматься. Лечение длится целых четыре часа, это просто невыносимо!» — сказал он в своем интервью информационному агентству «Анатолия» в 2015 году…
…Осень 2018 года унесла еще одного достойного Мастера, именем которого мы можем гордиться.