Логотип

ЭЛИБЕКЯНЫ: ПЯТЬ ХУДОЖНИКОВ ОДНОЙ СЕМЬИ

У художников, к сЧастью, две жизни. ВтораЯ — это жизнь холстов, в которых живут их талант, чувства и мысли. Вагаршака Элибекяна нет в живых, но город детства, родной и неповторимый Тифлис, запечатленный в его картинах, по-прежнему очаровывает. Домики с балконами, нависшими над Курой, магазины и ресторанчики с забавными вывесками, конка, кинто, ослики, фонарики, кутилы на Куре… Собранные вместе, они стали своеобразной лентой воспоминаний, вобравшей в себя красочное представление с многочисленными персонажами.

Уроженец Тбилиси, проживший в этом городе большую часть своей жизни, он возглавлял Армянский театр юного зрителя, а потом и Армянский государственный драматический театр, тогда именовавшийся еще Театром им. Шаумяна. Вагаршак Арутюнович навсегда сохранил бесконечно теплое отношение к Тифлису. Переехав в Ереван, теперь уже на расстоянии не только времени, но и пространства он воссоздал на своих небольших по формату полотнах полный реестр сцен из жизни Тифлиса, который хорошо знал. От всех его картин веет теплом, добром и любовью.

 Картина с выставкиА вот в композициях его старшего сына — Генриха, расположенных на противоположной стене, нет покоя, тепла, они полны напряжения, беспокойства. Глубоко эмоциональные, открывающие миру красоту и богатство цветовой палитры, они решительно узнаваемы на всех выставках. Лабиринты цветовых пятен: красных, синих, желтых, белых, черных, ритмически перетекая одни в другие, то рождают, то поглощают странные образы. И где-то изнутри за всем этим действом следят глаза, иногда человеческие, иногда рыбьи. Мощная световая и цветовая энергия усиливает магию.

Картины Роберта Элибекяна, представленные в этой экспозиции, мягче, лиричнее, светлее. Их мир полон романтики, а цветовые аккорды звучат ликующе, даже будучи приглушенными. Его живопись — импульсивная, эмоциональная — притягивает зрителя. Нельзя сказать, что радость жизни бьет ключом во всех работах, в экспозицию включены и картины, навеянные драматическими сюжетами. Фантазия и возможности художника так велики, что одним витиеватым штрихом он рассказывает целые истории, раскрывает внутренние драмы и трагедию души.

СЫН РОБЕРТА АРЕГ ЭЛИБЕКЯН ПРЕДСТАВЛЕН ГОРОДСКИМИ ПЕЙЗАЖАМИ — любимой темой своего творчества. Это улочки, магазинчики, кафе, лавки Парижа, Еревана, Монреаля… Картины рассказывают целые истории из жизни этих городов, истории героев городской мистерии — всегда живые, пронизанные всевозможными оттенками чувств и настроений автора. Арег давно живет в Монреале, он канадский художник, так что присутствовать на этой выставке не смог. Не смог по состоянию здоровья прибыть из Москвы на выставку и Генрих Элибекян.

Своя особая ниша в творчестве, ни на кого из семьи не похожая, есть и у Вагаршака, сына Генриха Элибекяна. Мир его арт-объектов радужный, яркий, притягательный. Он завяз в этом мире и выходить из него, к радости для нас, не имеет ни малейшего желания.

 Картина с выставкиВысоко держать планку Элибекянов невероятно сложно, но всем представителям этой династии это удается. По технике, мышлению, почерку, по темам и художественному мировоззрению они совершенно разные. Объединяют их талант и стремление к театральной феерии, карнавальной игре. То, что они росли в прямой близости от кулис театров, где работал отец, сказалось на работах Генриха и Роберта. И эта любовь к театру передалась и их сыновьям — Вагаршаку и Арегу.

Многогранное творчество художников семьи Элибекян занимает огромное пространство в армянской культуре, его многоцветный мир знаком все ценителям искусства. И тем не менее удержаться и не рассказать об этой первой совместной выставке пятерых представителей трех поколений Элибекянов было трудно. В ограниченном пространстве зала представить все разнообразие творческой палитры каждого из членов этой талантливой семьи кажется нереальным, но организатор выставки — внучка Вагаршака Элибекяна Арпине Мурадян достойно справилась с этой задачей. Экспозиция, в которую вошло всего 50 работ, звучит слаженно и в полный голос. Выставка удалась, явно обогатив культурную программу этой осени.