Логотип

ЛАКМУС ДЛЯ ОДКБ

«ЭТО ПРИМЕРНО ТО ЖЕ САМОЕ, КАК ЕСЛИ БЫ НАПРИМЕР Я ПРИГЛАСИЛ какого-либо иностранного посла страны, не являющейся членом ОДКБ, и рассказал ему о заседании, прошедшем в формате закрытых дверей. Я удивлен тем, что человек, занимающий статус руководителя государства на протяжении 30 лет, мог позволить себе подобный шаг», — сказал Пашинян, комментируя поведение Лукашенко. И добавил, что Назарбаев не имел права выступать с подобным заявлением, поскольку решения в ОДКБ принимаются консенсусом.

Минск не замедлил с ответом. И этот ответ оказался далеким не просто от союзнических отношений партнеров по военно-политическому блоку, но и от дипломатической этики в целом. В МИД Беларуси были настолько поражены, что вспомнили даже о демократии, правда, скорее в ее «колхозном» варианте. «Видимо, исполняющий обязанности премьер-министра Армении возомнил себя международным прокурором, уполномоченным карать или миловать. Возможно, это было приемлемо в случае с бывшим генеральным секретарем ОДКБ – гражданином Армении Юрием Хачатуровым. Но в межгосударственных отношениях существуют вполне четкие нормы протокола и этикета. Наверное, господин Пашинян пока не понял, что правила так называемой уличной демократии не приемлемы в большой политике. Жаль. Надеемся, что со временем это пройдет», — заявил пресс-секретарь этого ведомства А. Глаз.

Тот факт, что премьер-министру ответил спикер МИД, несомненно, призван был продемонстрировать отношение Лукашенко не только к самому Пашиняну, но и к Армении в целом. Надо полагать, тем самым Батька постарался максимально оправдаться перед Ильхамом Алиевым перед визитом последнего в Минск за то, что не сумел в Астане протолкнуть их общего ставленника на пост генсека. Реакция Еревана последовала уже на уровне депутата НС от фракции «Елк»:

«ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ЧЕТКО ВЫСКАЗАЛСЯ, И ПОДНЯТЫЕ ИМ ВОПРОСЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ прояснены неизбежно. Что касается этики и корректности, то наши коллеги продолжают их грубое попирание, до сих пор не понимая, что это ставит под сомнение союзническое доверие в структуре. Так же как в смысле международных норм большой политики рассказ стране-оппоненту о содержании закрытого, конфиденциального заседания союзнической страны военно-политического альянса вызывает вопросы, и, зная премьер-министра, могу сказать, что он получит ответ на эти вопросы. Будет это оцениваться как уличный, прокурорский или демократический подход – уже вопрос субъективного восприятия», — заявил Ален Симонян.

На каком уровне диалог будет продолжен дальше, судить трудно, ибо пока Лукашенко всецело поглощен обхаживанием прибывшего в Минск Алиева.

Эксперты в один голос отмечают, что вопрос назначения генсека ОДКБ стал своего рода лакмусовой бумажкой для окончательного прояснения истинного расклада в ОДКБ. Основной акцент делается, естественно, на уже не скрываемом лоббировании президентами Беларуси и Казахстана интересов Азербайджана, а также неприятии ими нового руководства Армении. Оставляя в стороне конфликт поколений и вытекающий из этого целый букет непримиримых противоречий, подчеркнем, что причины, толкающие Лукашенко и Назарбаева на подобное поведение, в принципе различны. Если казахстанский лидер исходит больше из геополитических факторов и тюркской солидарности, то в случае с Лукашенко налицо целый комплекс причин.

Не опускаясь до досужих сплетен, отметим, что тесные, доходящие чуть ли не до родственных отношения Лукашенко с семьей Алиева зиждятся, конечно же, не только на общности представлений о демократии и не только на приверженности обоих жесткой диктатуре. Тут тесно сплетаются и топливно-нефтяные интересы, и взаимовыгодная торговля оружием, и попытки белорусского лидера играть в свои игры с Россией и выжать из Москвы максимум выгоды. Все это наглядно проявилось ровно два года назад в ходе весьма знаменательного как для Еревана, так и для Москвы его визита в Баку. Отличившись обильными словоизлияниями с выражением вечной любви и преданности семье, Лукашенко получил в награду орден Гейдара Алиева, которым иностранцев удостаивают только за особые заслуги перед Азербайджаном. И продемонстрировал в ответ высший пилотаж государственно-личного подхалимажа: он поцеловал железяку и пообещал ее отработать.

ТОГДА РОССИЙСКИЕ СМИ ОТМЕЧАЛИ, ЧТО НАГРАДА БЫЛА СКОРЕЕ АВАНСОМ за будущие заслуги, и задавались вопросом: как именно Батька будет отрабатывать? Думается, ответ получен: все прошедшие два года наряду с белорусскими Лукашенко последовательно продвигал в ОДКБ азербайджанские интересы, невзирая на опасность такой политики для самого альянса. Результат сегодня очевиден. О том, что правительство Пашиняна само спровоцировало подобное положение, сказано достаточно. Однако уже в создавшейся ситуации неадекватность и прямое противодействие интересам собственно ОДКБ и ее ведущему члену — России четко проявляют Беларусь и Казахстан.

Что будет решено на саммите в Санкт-Петербурге, предугадать несложно. Ряд экспертов вполне закономерно указывают на то, что в этой мутной водичке свою рыбку, скорее всего, поймает Москва, продлив полномочия и.о. генсека Валерия Семерикова. Последний уже заявил о том, что «решение будет принято сугубо в формате шести стран ОДКБ на основе консенсуса с учетом интересов всех сторон”, оговорившись, что, дескать, многие члены организации сомневаются в эффективности варианта с представителем Армении. Одновременно акцент на «сугубо формат шести стран» адресован, несомненно, Минску и Баку с намеком обоим на недопустимость совать нос в дела ОДКБ стране, не являющейся членом Организации. По всей вероятности, Россия не станет и дальше разжигать страсти поддержкой армянского представителя, хотя пост генсека по всем канонам ОДКБ должен остаться за Ереваном.

Впрочем, в такого рода организациях каноны, правила и внутренний регламент мало что решают. Поведение и Лукашенко, и Назарбаева в этом смысле хуже того, что ранее позволила себе Армения. Но если действия Пашиняна можно в какой-то степени объяснить неопытностью, то в случае старожилов ОДКБ этого никак не скажешь. Тем более что недоработка в Астане обязывает Лукашенко пахать и пахать, доказывая всецелую преданность семейке Алиевых. Авось еще медальку или чего посущественнее подкинут.