Логотип

ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ МАСТЕРСКОЙ

КОНЕЧНО, МОЖНО БЫЛО БЫ ПРИОБРЕСТИ НОВЫЙ, СОВРЕМЕННЫЙ ЦИФРОВОЙ диктофон или пользоваться навороченным смартфоном, но, поскольку по натуре я консерватор и с привычками расстаюсь с трудом, решил попытаться восстановить старый агрегат. Обошел чуть ли не полгорода, обращался в разные мастерские. Но починить диктофон никто не брался. Уже отчаявшись, случайно наткнулся на неприметную мастерскую, притулившуюся в одном из подземных переходов станции метро «Барекамутюн».

«Какие проблемы?» — обратился ко мне с виду несколько угрюмый хозяин мастерской, на поверку оказавшийся приветливым и добродушным человеком. Проведя первоначальный осмотр диктофона, мастер заверил, что постарается его починить. И велел позвонить ему и зайти через пару дней. Более того, пообещал, что отыщет точно такой же диктофон, который, как он сказал, «где-то завалялся у него с незапамятных времен». И когда через два дня я явился к нему в мастерскую, Сероб не только вручил мне отремонтированный диктофон, но и передал обещанный, точно такой же. «Пусть на всякий случай у вас будет запасной», — сказал мастер. На вопрос же, сколько я должен заплатить, Сероб ответил довольно неожиданно: «А сколько не жалко». Заметив, что я смутился, не зная, во сколько оценить отлично выполненную работу, мастер назвал вполне приемлемую сумму.

Не знаю почему, но захотелось остаться и пообщаться с этим скромным и приветливым человеком. Почему бы не сделать об этом мастере небольшой материал, подумал я. Узнав о моих намерениях, Сероб сначала наотрез отказался. «Кому интересно читать обо мне? И что особенного в моей работе?» Но я уговорил его, и тут же с помощью им же отремонтированного диктофона записал нашу беседу.

Серобу Чеминяну 55 лет. В свое время он получил, как тогда называлось, средне-техническое образование — окончил Ереванский техникум связи. Работал в разных местах, в том числе в одном из столичных НИИ. В перестроечные годы успел побывать и продавцом, и обувщиком. Но в итоге вернулся к своей профессии и последние лет двадцать трудится в мастерской, арендуемой им в переходе у станции метро.

— ЕСЛИ РАНЬШЕ НА РЕМОНТ ПРИНОСИЛИ В ОСНОВНОМ КАССЕТНЫЕ магнитофоны, то сейчас несут все больше лазерную и цифровую технику, телефоны, компьютеры, планшеты. Жизнь ведь не стоит на месте, техника развивается. Поэтому и мне нужно быть в курсе новых веяний, — говорит Сероб.

Его клиенты, по словам мастера, в основном молодежь, пользующаяся современными навороченными приборами. Хотя бывают люди и постарше. «Некоторые из них, судя по разговору, толк в технике знают, могут самостоятельно исправить поломку, — отмечает Сероб. — Они все больше приходят ко мне за советом, и я с удовольствием общаюсь с ними». По словам мастера, человек, хоть раз обратившийся к нему за помощью, в дальнейшем становится его постоянным клиентом. «Люди ценят не только то, что я быстро и качественно приведу в порядок любую вещь, но и мою готовность помочь дельным советом».

— А как клиенты узнают о вас? — спрашиваю Сероба.

— Рекламных объявлений в газетах и на ТВ я не даю. Таких денег у меня нет, да это вовсе и не нужно. Как правило, действует «сарафанное радио». Кто-то принес ко мне вещь на ремонт, остался доволен работой, вот и рекомендует своим друзьям, знакомым, соседям. Так ширится круг клиентов. И потом, не напрасно же работаю в этой сфере больше двух десятков лет.

Работает Сероб без выходных. «Я уже и не помню, когда в последний раз отдыхал. В отпуске не был, наверное, уже лет 20», — констатирует он. Хотя некоторые поблажки себе мастер допускает. Например, приходит в мастерскую после полудня.

— Наверное, дома с утра занимаетесь ремонтом приборов? — предполагаю я.

— Да нет, просто люблю по утрам поспать подольше. Иногда вечером допоздна засиживаюсь перед компьютером, копаюсь в интернете, читаю специальную техническую литературу — нужно же быть в курсе всех новинок. Люблю слушать музыку — и классику, и рок. Особенно мне нравится британская рок-группа «Пинк флойд».

СЕРОБ ЧЕМИНЯН НЕ НАПРАСНО ПРОСЛЫЛ ОТЛИЧНЫМ МАСТЕРОМ. К нему нередко приносят аппаратуру, починить которую не берутся в других мастерских. «Я вовсе не считаю себя таким уж непревзойденным асом, — скромничает Сероб. — Но иногда ко мне обращаются люди, которым не сумели помочь в других местах. В этом случае я обязательно спрашиваю, куда и к кому относили прибор? И если я лично знаю и доверяю поставившему «диагноз» мастеру, за ремонт не возьмусь, чтобы клиент понапрасну не тратил время и деньги. В таких случаях советую ему приобрести новый аппарат. Если же мастер мне не знаком, то за ремонт берусь, с удовольствием углубляюсь в проблему и в большинстве случаев успешно ее решаю».

Как говорил герой популярного советского фильма: «Такие специалисты на улице не валяются». Мой герой, будучи отличным и достаточно востребованным специалистом, мог бы найти работу на любом предприятии или учреждении. Но, как признается Сероб Чеминян, работа от звонка до звонка его не прельщает. «Мне нравится общаться с людьми, в меру своих возможностей помогать решать их проблемы, — говорит мастер. — Конечно, работа на предприятии или в учреждении имеет свои плюсы: стабильная зарплата, нормированный рабочий день, гарантированный отпуск… Но все это не для меня. Своей жизнью я доволен, мне нравится то, что я делаю. Когда удается восстановить, казалось бы, навечно умолкнувший прибор, не поверите — получаю огромное удовольствие».

Сероб Чеминян вырастил двух детей. Дочь учится на романо-германском факультете Госуниверситета. Сыну 25 лет, тоже имеет высшее образование. Не так давно Сероб перебрался в другую мастерскую, чуть попросторнее, там же, на станции метро «Барекамутюн». Дело в том, что, отслужив в армии, сын решил работать вместе с отцом. И теперь уже отец и сын Чеминяны, одни из сотен ереванских мастеров, своим скромным, но очень нужным трудом в меру своих сил и возможностей стараются приносить людям пользу.

Ара ВАНЕЦЯН