Логотип

РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ОБЫГРАЛ СТЭНФОРД!

 РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ОБЫГРАЛ СТЭНФОРДВ СВЯЗИ С 200-ЛЕТИЕМ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ «ГЛАВНОГО ЕВРОПЕЙЦА» русской литературы нынешний год официально объявлен в России Годом Ивана Тургенева. Именно поэтому Ассоциация выпускников Санкт-Петербургского государственного университета, регулярно организовывающая международные студенческие форумы в разных сферах, решила сфокусироваться на творческом наследии Тургенева, причем не в формате литературной конференции. Благодаря полученному президентскому гранту возник Тургеневский фестиваль студенческих театров.

Ирония по поводу детских драмкружков здесь неуместна. Судя по тому, что, а главное, как в Петербурге в эти ноябрьские дни было организовано, Тургеневский фестиваль мог дать фору многим международным форумам по масштабу и классу. Достаточно сказать, что 10 спектаклей из 45, прошедшие во второй конкурсный тур, игрались на малой сцене прославленного культового БДТ им. Г. А. Товстоногова. В жюри, которое возглавил филолог, писатель, доцент СПбГУ Андрей Аствацатуров, собрались персонажи, казалось бы, предполагающие вовсе не любительский, студенческий, аматерский формат. Не просто директора нескольких международных фестивалей — генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, художественный руководитель фестиваля «Дягилев. Постскриптум» Наталья Метелица, известнейшие актрисы Анна Ковальчук и Светлана Камынина, авторитетнейшие театральные критики Марина Дмитревская и Ирина Бойкова.

«Нам уже доводилось участвовать в студенческих смотрах за пределами Армении, и это всегда нужно и важно, — говорит Сона Маркарян, режиссер, художественный руководитель и вообще мотор театра РАУ. — Но этот фестиваль был очень серьезный, и это был незабываемый опыт. Одно то, что мы выступили на сцене БДТ — когда ты узнаешь этот театр не понаслышке, а там работаешь, готовишься к спектаклю в его гримерках, дышишь запахом этих кулис!»

 РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ОБЫГРАЛ СТЭНФОРДАДМИНИСТРАЦИЯ РАУ ВНЕСЛА СВОЮ ЛЕПТУ В ПОЕЗДКУ ТЕАТРА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Но все основные затраты по пребыванию гостей в северной столице и даже транспортные расходы взяла на себя приглашающая сторона. И так — на минуточку! — 45 раз. Это такой «а парт» об отношении к культуре. А трупп — участниц фестиваля, как уже говорилось, было 45 — от Италии и США до Индонезии и Кореи. Разнообразные «Отцы и дети», «Аси», «Нахлебники», «Месяцы в деревне», литературный и театральный синтез — Тургенев, говорящий на разных языках и языке современного театра. В числе 10 финалистов оказались хозяева дома — Театр-студия СПбГУ, Кинетический театр Вильнюсского университета, репертуарный театр Стэнфордского университета — это все не просто знаменитые университеты. Это знаменитейшие театральные традиции! Правда, Сона Маркарян, отдавая дань культурной традиции, решила оставить место для маневра и выбрала произведение, практически не рассматриваемое под светом рампы.

«Когда я искала материал, меня как литературоведа зацепило то, что в одном из последних своих стихотворений в прозе Тургенев повторяет фразу, которая присутствует в его последней же повести «Клара Милич». Видимо, эта фраза не давала ему покоя, как и вообще размышления о жизни, ее смысле, смерти… Эта фраза — «Любовь сильнее смерти», и если он ее повторил, значит, эта мысль для него как какой-то итог. Мне показалось, что эту мысль надо выводить в качестве темы. Я соединила «Клару Милич» со стихотворениями в прозе и получился очень интересный, на мой взгляд, симбиоз, который давал возможность немного отойти от академического театра. Мне как постановщику хотелось больше свободы, потому что я понимала, что мы едем на конкурсный фестиваль и надо показать все свои возможности.

Мы постарались сделать спектакль, который будет созвучен русской культуре, передавать тургеневский дух. Но при этом соединили приемы меттерлинковского символизма с эпическим театром, с присутствием рассказчика. В нашем спектакле был хор, поющий на четыре голоса, наша героиня — а она оперная певица — пела сама. Один из персонажей играл на скрипке Вивальди, и Ольга Скепнер, член жюри, музыковед и директор нескольких международных музыкальных фестивалей, никак не могла поверить, что играл не музыкант. И публика приняла спектакль с восторгом. Более того, в зале присутствовал один из наших бывших коллег, и он мне говорил, что вокруг все всхлипывали и что рядом сидела известная петербуржская актриса, которая призналась, что у нее стоял ком в горле. Наши ребята выложились по полной!»

 РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ОБЫГРАЛ СТЭНФОРДЖЕЛТАЯ МАЙКА ЛИДЕРА ТУРГЕНЕВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ОКАЗАЛАСЬ РАЗМЕРА ОВЕРСАЙЗ — ее на двоих одели труппа из Германии и наша команда РАУ. Но памятная тарелка-приз с изображением тургеневской барышни стали не главной наградой победителям.

«Нашу команду и команду Германии объявили участниками Общероссийского культурного форума, проходившего в эти же дни в Санкт-Петербурге. А это было мощнейшее, крутейшее мероприятие — на его открытии в Мариинском театре присутствовал Путин. Были потрясающие выставки, концерты и прочие арт-мероприятия по всему Петербургу. И поскольку нас включили в этот форум, мы получили бейджи, дающие возможность посещения всего этого праздника души. Ребята были в полном восторге! Вплоть до того, что у нас есть пара, которая решила, что именно в Петербурге будет играть свадьбу. Сходили в Эрмитаж на выставку импрессионистов и экспрессионистов. Они все это проходили по культурологии. И для них радость узнавания, соприкосновения была ни с чем не сравнима!», — считает Сона Маркарян.

На этом «награды» студенческого театра РАУ по Тургеневскому фестивалю не заканчиваются. Есть еще самый главный «приз»! На будущий год Форум русской культуры будет проводиться в Германии. Именно туда наш студенческий театр, успевший за пять дней завоевать множество поклонников, и получил приглашение. А это, как вы понимаете, и есть гран-при. Остается надеяться, что у приглашающей стороны свои «президентские гранты», с которыми у нас, увы, напряженка. Но сегодня не будем о грустном. Все-таки театр РАУ — чемпион!