Логотип

СТРАННЫЙ ПАРЛАМЕНТ ПОБЕДИВШЕЙ ДЕМОКРАТИИ

«Блок «Мой шаг», который громче всех говорил о справедливости и принципиальности, не всегда составлял свои списки так, чтобы, пройдя в парламент, не вызвать сомнений в том, что этот парламент может преподнести сюрпризы вокруг тех идей, которые были привнесены революцией. «Мой шаг» при составлении списков не смог преодолеть влияния родственных связей, различных связей — денежных, авторитетных и так далее». Это констатация реалий от этнографа-социолога Грануш Харатян — человека, который полностью разделял и поддерживал движение Никола Пашиняна.

И ВЕДЬ ТРУДНО С ЭТОЙ КОНСТАТАЦИЕЙ СПОРИТЬ, ОСОБЕННО ЕСЛИ УЧЕСТЬ, что по итогам выборов в парламент проходят племянник Никола Пашиняна Сипан Пашинян, который получил в Тавушском марзе 17155 голосов, и шурин Пашиняна Грач Акопян, получивший 8920 голосов. И всем очевидно, что вся заслуга Сипана и Грача перед Арменией и избирателями в том, что у них близкие родственные связи с семьей Пашинян-Акопян. Других весомых заслуг перед родиной у молодых избранников народа нет. Как и у большинства других новых парламентариев, избранных на волне «ненасильственной, бархатной революции любви и согласия». Дай бог, со временем появятся.

По итогам выборов в соответствии с запутанными нормами нынешнего Избирательного кодекса, о необходимости пересмотра которого говорили практически все политические силы, мы получаем парламент, в котором у Никола Пашиняна 88 голосов, у Гагика Царукяна — 29, у Эдмона Марукяна — 18. Последние две силы почему-то будут называться оппозицией. То есть одна оппозиция — это партия Царукяна, которого при прежнем режиме нынешняя власть называла олигархом, а сейчас его зовут просто очень богатым собственником. И этот очень богатый собственник, собственность и богатство которого напрямую зависит от благожелательного отношения новых властей, должен быть главной оппозицией Николу Пашиняну.

Хотя… Все возможно, если учесть, что сторонники новой власти часто говорят о необходимости политической оценки прежних властей, при которых выборы «тотально фальсифицировались», «власть узурпировалась», о необходимости введения элементов переходного правосудия для конфискации «нетрудовых» доходов тех «узурпаторских» времен… Понятно, что все эти новые веяния Гагику Царукяну совсем не по душе, но, если он и будет им всячески противиться, идеологической оппозицией тут и не пахнет.

НЕ ПРОШЕДШИЙ В ПАРЛАМЕНТ ПОЛИТОЛОГ ЛЕВОН ШИРИНЯН В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ОТМЕЧАЕТ, что в результате выборов у нас сформировано сверх перегруженное Национальное Собрание, где у Никола Пашиняна не только абсолютное большинство, но и партия «Светлая Армения», придерживающаяся практически аналогичных ценностей. По оценкам Шириняна, «Светлая Армения» не может быть оппозицией, поскольку она наряду с блоком «Мой шаг» является либеральной силой и разделяет одни и те же ценности…

Могут сказать, ну что поделать, если силы, которые могли быть действительно реальной оппозицией, РПА и АРФД, за которых в совокупности проголосовал примерно каждый 11-й избиратель, остались за стенами парламента. Все так, но от этого ситуация не становится менее абсурдной, а потому и тревожной, чтобы не сказать взрывоопасной.

В отсутствие реальной оппозиции к многочисленным вызовам, с которыми столкнется новое правительство, прибавится еще один: искус установления диктаторского режима. Особенно если не удастся обеспечить экономический прорыв. Как свидетельствуют историки и политологи, очень часто популисты приходят к власти самым демократическим путем, а заканчивается все самой банальной диктатурой. Пример рядом — сосед Эрдоган. А про человека, которого звали Адольф, лучше просто забыть.