ЕРЕВАНЦАМ ПОКАЖЕТСЯ СТРАННЫМ СОЧЕТАНИЕ «ЗАСНЕЖЕННАЯ АРМЕНИЯ». Однако, поверьте, в этом году зима в Армении есть, да еще какая! Мне посчастливилось не просто сопровождать Теда и Нуне в их зимней охоте за достопримечательностями, но и попасть в снежную бурю в окрестностях Апарана и чудом выбраться из нее, ощутить могущество Норатуса — островка древнейших хачкаров, оставляющих тени на толстом слое снега под лучами зимнего солнца, застать разданский Макраванк выпрямляющим спину под потоком крупных снежных хлопьев и увидеть много других зимних чудес. Для супругов-фотографов из США поездка оказалась увлекательной втройне. Они впервые застали Армению укутанной в белую шубу, открыли для себя немало неизвестных прежде уголков и сделали массу снимков, из которых, уверена, отберут самые достойные и отправят на страницы видных зарубежных журналов, выставочные стенды в престижных галереях США, Европы, России, Японии, чтобы победить на международных фотоконкурсах. Ведь подобный опыт у них уже есть.
Тед Андреасян и Нуне Карамян всего несколько лет, как занимаются фотографией, но уже успели добиться заметных высот. Их «конек» — архитектура, поданная в технике длительной экспозиции, позволяющей придать снимку атмосферу магии, центральной фигурой которой становится памятник архитектуры. США, Россия, ОАЭ, Армения, Япония — их работы, сделанные в разных странах, знакомы знатокам, ценителям и любителям фотоискусства. Тед и Нуне фотографировали и в других странах: снимки находятся в процессе редактуры и скоро будут представлены зрителям. Ведь чета фотографов частенько устраивает экспозиции, а первая персональная выставка их работ состоялась два года назад в Ереване, в Культурном центре «Текеян» в рамках проектов интернет-ресурса PhotoPodium. Работы Теда Андреасяна и Нуне Карамян вошли в очередной том монументальной «Истории армянской фотографии» Ваана Кочара. Затем была персональная выставка в Музее современного искусства Москвы, прошедшая по инициативе основателя и куратора PhotoPodium-а Виктора Данилова. В прошлом году куратор Харви Стайн организовал персональный показ работ дуэта Андреасян-Карамян в галерее Umbrella Arts Нью-Йорка, пара экспозиций вновь была представлена широкой публике в Москве и Нью-Йорке.
НУНЕ И ТЕД — ПРИЗЕРЫ И ПОБЕДИТЕЛИ МНОГОЧИСЛЕННЫХ международных выставок, это 101-я ежегодная открытая выставка Арт-Ассоциации Нью Рошель, Нью-Йорк, Московская международная фотовыставка MIFA, парижская Prix De La Photographie, IPA (International Photo Awards) и многие другие. Из последних побед Теда — I место за фотографию Desert Agreement («Пустынное Соглашение») в номинации «Архитектура» в IPA 2017 года, проходившей в Японии. В этом же конкурсе Нуне стала победителем в номинации «Историческая архитектура»: профессиональное жюри покорила ее фотография Spiritual Japan («Духовная Япония»), которая вскоре была напечатана в одном из серьезнейших журналов LEMAG (Long Exposure Photography Magazine).
«Каждый номер фотографического электронного журнала LEMAG посвящается той или иной стране, городу и представляет статьи и фотографии авторов из разных стран, — рассказывает Нуне. — Выпуск от декабря 2018 г. был посвящен Японии и назывался «Рай для фотографов. Япония». Издатели попросили нас выслать 10 работ, чтобы выбрать одну-две. Вскоре они вновь позвонили и, сказав, что берут все 10 снимков, попросили Теда написать статью о нашей поездке в Японию. В статье Тед сделал упор на наши «приключения в Японии», связанные с посещением термальных источников «онсэн» с традицией купания в них голышом или в специальных накидках, причем нередко в компании с местными обезьянами. Материал дополнил фотографии, и в числе 27 фотографов декабрьского номера LEMAG оказались и мы».
Тед Андреасян рассказывает о Японии: тут пересекаются старое и новое, здесь полно прочных традиций, в том числе и в архитектуре, которые соседствуют с творениями одного из крупнейших архитекторов-модернистов Кензо Танге. Япония для Теда и Нуне — отдельный мир, другая планета, отличная от остальных материков Земли, а ее жители стоят одной ногой в настоящем, а другой — в будущем. Здесь во всем царит порядок, а старина и модерн дополняют друг друга. Все это сказывается в архитектуре, не запечатлеть которую на камеру было бы просто грешно.
«Мы с Нуне в основном работаем в черно-белой фотографии, но в японских исторических сооружениях было столь сильно ощущение света, исходящего изнутри, и цвета, несущего на себе духовную символику, что мы не могли не подчеркнуть это», — говорит Тед.
Год назад супруги-фотографы побывали в Испании, которая вновь покорила их сочетанием старины и модерна. Как говорит Нуне Карамян, Испания уникальна, в ее культуре соседствуют различные архитектурные пласты — романский, готический, ренессанс, мудехар, барокко, а иногда и их сочетание в одном сооружении, а также современность, представленная такими мастерами, как «стархитекторы» (принятый термин от слова star — звезда) Сантьяго Калатрава, Френк Гери, Захи Хадид и другими, в идеях и фантазии которых можно просто затеряться. Архитектура Испании порой выглядит, как сказка, например, в Барселоне, «царем и богом» которой можно считать Антонио Гауди.
ЗИМНЯЯ АРМЕНИЯ НЕ СЛУЧАЙНО ПРИВЛЕКЛА НУНЕ И ТЕДА. В их арсенале уже есть фотографии с изображением храмов и крепостей Армении (Гарни, Звартноц, Нораванк, Амберт, Агарцин и другие), а также зданий-символов Еревана (Оперный театр, Спортивно-концертный комплекс и т.д.), заснятых в теплое время года. По словам Нуне, снег позволяет подчеркнуть аскетичность армянских церквей, сохранивших свой первозданный вид, неприукрашенных и суровых с точки зрения архитектуры. Для Теда съемки исторических памятников имеют свою историю.
«Когда я был ребенком, моя семья владела небольшим отелем в Нью-Йорке, — рассказывает Тед Андреасян, чьи предки переехали в США из Западной Армении задолго до Геноцида — с началом первых притеснений со стороны турок. — Расположенный в горах, он представлялся мне маленькой Арменией, куда съезжались армяне из разных стран, где звучала армянская речь и оживали наши национальные традиции. Уже в свой первый приезд в Армению — 7-8 лет назад я понимал, что оказался здесь, чтобы найти то, что видел, слышал, чувствовал, ощущал в «маленькой Армении» своего детства, в поисках культурной идентичности и с целью знакомства с древней историей страны своих предков. Ведь, в отличие от США, в Армении есть реальная история народа, тысячелетиями проживающего на этой земле. Я искал армянскую культуру, армянский дух и душу и шаг за шагом нахожу их, вот и приезжаю сюда каждый год. Я фотографирую следы национальной культуры, истории, древности и обнаруживаю в них себя, своих родителей, предков».
Кстати, интерес Теда Андреасяна к архитектурным древностям не случаен: его дед по материнской линии Манук Эксерджян был в США известным архитектором, автором Армянской церкви Св.Мучеников в Нью-Йорке, построенной и освященной в 1958 г. в районе Квинс. Да и отец Нуне, Ваник Карамян, долгие годы был главным архитектором города Капана в советское время, так что считающийся красивым и неповторимым Капан в некотором смысле обязан своей прелестью именно ему. Нынешний зимний тур по Армении стал для супругов-фотографов и этапом открытий. Они впервые побывали в Норатусе, Айраванке, Сагмосаванке, Ованаванке, Гошаванке, открыли для себя монастырский комплекс Техер в Арагацотне, монастыри Джухтакванк близ Дилижана и Макраванк в южной части Раздана, крепость Бжни и расположенный в его низовьях храм Св. Богородицы XI века. Фотографы недавно сменили аппаратуру, а Тед к тому же обзавелся дроном, что позволило ему сделать немало уникальных снимков.
«Уже больше года мы являемся членами организации American Society of Media Photographers Нью-Йорка, что позволяет нам знакомить со своим творчеством более широкие круги общественности. Снимки зимней фотосессии красавицы-Армении мы также намерены представить на всеобщее обозрение», — отметила Нуне.