Я познакомился с ней через интернет-порталы "Джаз.Ру" и "Звуки.Ру", читал, причем с удовольствием, ее статьи. Потом нашлись общие знакомые, потом — профессиональные контакты, и вот наконец — личная встреча в Ереване, куда она приехала в качестве гостя на Второй международный фестиваль русскоязычных радиостанций СНГ. Она — это Татьяна Балакирская, основатель и главный редактор портала "Джаз в Украине", музыкальный обозреватель, организатор концертов, вокалистка, иллюстратор, бывший преподаватель иностранных языков…
В один прекрасный день филология была забыта — и она уходит в джаз, пишет статьи для профессиональных изданий и начинает карьеру джазовой вокалистки. Первые шаги были сделаны в Киеве, затем Москва. Там началось сотрудничество с порталом "Звуки.Ру", потом работа в качестве PR-директора одного из лучших джаз-клубов Москвы. А еще в 2006 году она вместе с единомышленниками начинает издавать журнал "Джаз.Ру". Через год они с партнером создают джаз-фестиваль "МузЭнерго". В настоящий момент это один из наиболее оригинальных и открытых фестивалей России. Ну и наконец, она прекрасно поет джаз. Когда в один из вечеров с ереванскими друзьями она попала в арт-клуб "Улиханян", там играли Армен Уснунц и Ваагн Айрапетян. Душа музыканта не выдержала, и она поднялась на сцену. Несколько композиций — и заполненный зал клуба был покорен. Потом мы с ней долго говорили. Ее ответы достаточно точно раскрывают характер этой молодой, талантливой и красивой натуры.
— Как удается такой очаровательной и хрупкой молодой женщине делать так много дел одновременно — петь, писать статьи, рисовать?..
— К сожалению, петь в последнее время удается не так часто, как хотелось бы. Я бы с удовольствием проводила куда больше времени в студии, но меня крепко держат дизайн, журналистика, продюсирование, потому что мне все эти занятия интересны, я просто не могу себя заставить отказаться от чего-то. Если что-то тебя увлекает по-настоящему, ты начинаешь разбираться в любимом деле, нарабатывать навыки, развивать вкус… Как ведение веб-проектов, написание статей, организацию концертов и т.п. удаeтся втиснуть в 24 часа? Просто у меня нет разграничения на рабочее и свободное время — работаю дома, живу на работе. Мой обычный день — это 16 часов сидения перед монитором. Конечно, я стараюсь отводить время на пешие прогулки; хожу в секцию плавания и бадминтона — иначе бы такой режим привeл к чему-то плачевному.
— Почему ваш сайт об украинском джазе на русском языке?
— Я русскоязычный человек, до 24 лет жила на Донбассе, в русскоязычном регионе Украины. В семье мы всегда разговаривали на русском; учеба в школе и вузе пришлась на то время, когда украинизация в образовании ещe не была повсеместной. Впрочем, я хорошо изъясняюсь на украинском, но писать статьи предпочитаю на русском. Среди посетителей www.UAjazz.Com поначалу было немало таких, кто агрессивно относился к русскому языку, однако время показало, что главное в нашем деле — качество контента. Рискну сказать, что более полной информации о жизни украинского джаза вы в сети не найдeте, поэтому приходится принимать ресурс таким, каков он есть.
— А в чем отличие украинского джаза от армянского, русского, американского? И есть ли у него отличительные черты?
— Вы знаете, до недавнего времени украинского джаза как такового и не существовало (джаз в Украине был, но национального джаза не было). Он развивается прямо сейчас, на наших глазах. Как и вся славянская музыка, он тяготеет к напевности, мелодичности, можно сказать — внешней "красивости". Наиболее яркий пример славянского джаза с украинскими корнями — музыка нашего прославленного земляка, бывшего одессита Вадима Неселовского — пианиста ансамбля Гэри Бeртона, первого преподавателя-украинца в истории колледжа Беркли.
— Вы вместе с продюсером Юрием Льноградским основали фестиваль. Как удается проводить его в условиях кризиса в небольшом городке?
— Фестиваль, базой которого является наукоград Дубна, существует с 2007г. и проводится трижды в год. Летний "МузЭнерго" — это бесплатный праздник джаза на живописной поляне, в 50 м от Волги. Осенний — это саммит зарубежных музыкантов, весенний — форум молодых исполнителей. Мы экспортируем программу фестиваля и в другие города — Москву, Воронеж, Калининград, Калугу и т.д. "МузЭнерго" — это своеобразная утопия, которую мы хотим претворить в жизнь. В нeм мы стараемся реализовать свои идеальные представления о том, каким должен быть фестиваль, как нужно относиться к музыкантам, какую музыку показывать зрителю. Кто-то тратит своe свободное время и деньги на путешествия, коллекционирование или интерьер, а мы их тратим на фестиваль. Событие растeт, ширится, о нeм узнаeт большая аудитория. Многие проникаются нашим "юношеским идеализмом" и включаются в общее дело. Приходят какие-то незнакомые люди, без всяких денег на 40-градусной жаре устанавливают, а потом разбирают 6-тонную сцену; из других городов за свой счeт приезжают ранее выступавшие у нас музыканты и делают массу тяжeлой волонтeрской работы, например, звукорежиссeр Леонида Агутина бесплатно помогает выстраивать звук… Какой-то у нас джазовый коммунизм получается, честное слово. Главный же критерий попадания в программу "МузЭнерго" — это честность музыки.
— Парочка традиционных вопросов: что вы знали до приезда в Армению об армянском джазе?
— Ну как же! Armenian Navy Band! Katuner! Татевик Оганесян! Все ключевые имена мне более или менее известны. Тем более что в одном из первых номеров журнала "Джаз.Ру" мы давали большую статью о джазе в Армении.
— Как вам армянские музыканты? Как прошел джем-сешн в "Улиханян"-клубе?
— Армянские музыканты неповторимы. Будь это филармонический зал или клуб на 40 мест, они на сцене проживают жизнь. Это люди, которые не знают компромиссов и не играют "вполсилы". Говорю без лукавства: то, что я полчаса находилась на сцене с Ваагном Айрапетяном и Арменом Уснунцем и удостоилась от них тeплых слов в свой адрес, для меня честь. Это мастера! Ещe у меня была возможность познакомиться с юными исполнителями — финалистами I ереванского конкурса джазового вокала, в клубе "Хамелеон". Честно говоря, я ожидала увидеть девочек в вечерних платьях со стразами (которых обычно на смотрах юных талантов больше, чем хотелось бы). Каково же было моe удивление, когда на сцену вышли адекватные, искренние и одарeнные ребята, каждый со своим индивидуальным творческим лицом.
— Ну а как сам Ереван?
— Прекрасно. Гулять — одно удовольствие. Памятники, скульптуры, вкусный воздух… Поездка в Гарни для меня и вовсе стала культурным шоком. Хочется вернуться в Армению и обстоятельно походить по загадочным и величественным местам. Но Ереван — это не только архитектура и городские ландшафты, это люди. Я и путешествовать стараюсь не ради туристских радостей — ради общения. А общение в Армении у меня случилось такое, что я и поныне продолжаю жить впечатлениями. Люди, которые устроили фестиваль русскоязычного вещания, могут давать мастер-классы по организации. Придраться, если даже захочешь, не к чему. Организация просто эталонная и в формальном, и в неформальном отношении. Почувствовать себя настолько "своей", среди друзей мне, пожалуй, до сей поры ни на одном выездном мероприятии не удавалось. Я, кажется, даже попала в зависимость от этого общения: ужасно хочется ещe…
Из Еревана я с собой увезла дудук. Настоящий, профессиональный, с искусно сделанными мундштуками, прекрасно выполненный. Он достался мне от мастера Самвела, который, увидев неподдельный интерес и желание освоить инструмент, отдал мне его за треть цены. Теперь у меня дома есть не просто сувенир, который напоминает об Армении, а (уж простите за пафос) часть души еe народа.