Бездарная с самого начала борьба правительства Никола Пашиняна с коронавирусной инфекцией COVID-19, когда нет ни единого протокола лечения (и лечат как бог на душу положит – бесполезными антибиотиками и витаминами), ни учета новых подходов и информации, практически не оставляет нам никаких шансов, кроме как полагаться на вакцину. Только она способна остановить распространение пандемии в Армении, которая весь этот год прочно удерживала верхние позиции по уровню количества заболеваний и летальных исходов в мире.
2 декабря с.г. президент России Владимир Путин на встрече глав государств в ходе заседания Совета ОДКБ заявил: «Прорабатывается вопрос предоставления российской вакцины странам СНГ, а также организации при возможности ее совместного производства».
ВЕСЬ ВОПРОС УПИРАЕТСЯ В ТО, КОГДА МЫ СМОЖЕМ ПОЛУЧИТЬ российскую либо какую-либо иную вакцину (на какую вакцину ориентируются в Минздраве Армении, также пока неясно), поскольку тех же российских производственных мощностей недостаточно даже для обеспечения в приемлемые сроки вакциной своих 140 млн граждан, не говоря уже о других странах. Поэтому понятно, что российская сторона готова предоставить тем странам, у которых имеются собственные производственные возможности, право на выпуск своей вакцины. И, кстати, последнее сообщение на эту тему касалось Венгрии, откуда в Россию прибыла делегация специалистов, которые прежде намерены ознакомиться с производством вакцины на всех этапах.
Корреспондент «ГА» постарался с учетом наличия в нашей стране довольно эффективного фармацевтического кластера выяснить, какими возможностями в этом плане обладает Армения, владеют ли у нас соответствующими компетенциями и сколько времени потребуется для организации производства вакцины на месте. Заметим, что компании, которые, по выражению директора выпускающего кремы и мази ЗАО «Эско-Фарм» Ашота ГАСПАРЯНА, «далеки от стерильного производства», для производства вакцин вообще непригодны.
Сразу скажем, что в ответах специалистов на наши вопросы оптимизма не проглядывалось. Правда, в Армении функционируют фармацевтические предприятия, на которых налажено стерильное производство лекарств и медпрепаратов, а стерильность при производстве вакцины, как отмечалось выше, — главнейшее требование. Однако, как сказал Вардан МКРТЧЯН, ответственный по маркетингу одного из таких предприятий – ЗАО «Ликвор» — у них нет для этого соответствующих технологических линий. Стерильность есть, а нужного оборудования нет.
НЕ ОБНАДЕЖИЛ В ЭТОМ ПЛАНЕ И ЗАМЕСТИТЕЛЬ директора по производству Научно-технологического центра органической и фармацевтической химии НАН РА (бывший НИИ им. Мнджояна), кандидат химических наук Армен ОВАННИСЯН. Да, в центре имеются соответствующие производственные участки, возможности ампулирования, но все это уже давно отжило свой век. «В свое время государство нам ничем не помогло с модернизацией производственных возможностей, более того – помешало», — удрученно сообщил А.Ованнисян. Конечно, в случае инвестиций, как далее продолжил он, центр мог бы организовать производство вакцин. Но вся загвоздка в том, что дело-то срочное, и если для организации производства требуется полтора года, то это сейчас никому не нужно. Остается только покупать…
И наконец, наш последний собеседник – глава фармацевтической компании «Арпимед» Вачаган КАЗАРЯН озадачил нас тем, что стерильное технологическое устройство для производства флаконов с вакциной стоит 200 тысяч евро. В его же компании стерильное производство организовано на базе ампул.
Надо сказать, Армения всегда приобретала американские и европейские вакцины, а в последние годы в силу их дешевизны – и индийские. За прошедшие 30 лет независимости в стране не появились ни соответствующие компетенции, ни соответствующее оборудование. А значит – марш в очередь!
