Мирное соглашение между Арменией и Азербайджаном, достигнутое при посредничестве США и воспринятое на международном уровне как прорыв, дорого обошлось внутри страны. Логан Лют, автор политического сайта The Loop, проанализировал, как изменение внешней политики премьер-министра Никола Пашиняна привело к расколу между государством и влиятельной Армянской Апостольской Церковью.
КАК ОТМЕЧАЕТ АВТОР, ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ СОГЛАШЕНИЕ БЫЛО ПОДПИСАНО на фоне обостряющейся конфронтации между правительством Пашиняна и Католикосом Всех Армян Гарегином II. Церковь — опора армянской национальной идентичности, эффективное средство продвижения интересов родины с небольшими, ограниченными ресурсами, особенно в диаспоре.
Высокопоставленные священнослужители Армянской Апостольской Церкви решительно выступили против уступок армянской стороны, особенно в вопросе самоопределения этнических армян в Нагорно-Карабахском регионе.
По мнению Люта, растущий разрыв между церковью и государством в Армении, по сути, является расколом по вопросу о том, как Армения должна позиционировать себя на международной арене. Россия, традиционный партнер Армении в сфере безопасности, не смогла существенно вмешаться в два конфликта с Азербайджаном в 2020 и 2023 годах. С тех пор Пашинян постепенно, но решительно развернул внешнюю политику Армении в сторону Запада.
До «бархатной революции» 2018 года, которая помогла Пашиняну прийти к власти, Армянская Апостольская Церковь поддерживала более теплые отношения с поддерживаемым Россией истеблишментом.
Семена сегодняшнего раскола, однако, были посеяны в 2023 году с утратой контроля этнических армян над Нагорно-Карабахским регионом, пишет аналитик. Многие армяне, особенно в диаспоре, считают распад Республики Арцах и последовавшее за этим прекращение армянского присутствия в регионе глубокой национальной трагедией.
Духовенство сыграло активную роль в антиправительственных протестах, возникших в результате этого конфликта, требуя отставки Пашиняна. Архиепископ Баграт Галстанян возглавил протесты «Тавуш во имя Родины», требуя отставки Пашиняна. Архиепископ Галстанян даже выдвинул свою кандидатуру на пост возможного исполняющего обязанности премьер-министра.
Пашинян рассматривает вмешательство церкви в политику как прямую угрозу государству. Эта напряженность переросла в личную вражду между Пашиняном и Гарегином II.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПАШИНЯНА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО ОСЛАБЛЕНО.
«Хотя это мирное соглашение имеет огромное значение для региональной стабильности, Пашинян принял крайне спорные решения, особенно для диаспоры, от официального признания полного суверенитета Азербайджана над Нагорным Карабахом до строительства дороги на территории Армении для обеспечения связи между материковой частью Азербайджана и его Нахиджеванским анклавом», — написал Логан Лют.
Но это столкновение церкви и государства — не просто внутренний спор. Оно серьёзно угрожает и без того ограниченной способности Армении проецировать своё влияние на международной арене. Существуют серьёзные опасения относительно «мягкой силы» Армении и её более широкой внешней политики.
Будучи малым государством, Армения часто полагалась на свою диаспору как на дипломатический инструмент. Многие из этих общин связаны с Родиной через Апостольскую церковь. Ослабление моста между церковью и государством грозит изолировать Ереван от его самой надёжной международной сети поддержки в период беспрецедентной уязвимости и перемен.
Открытая враждебность между церковью и государством в Армении неприемлема и опасна в долгосрочной перспективе.
Без скорейшего урегулирования этого конфликта Пашинян продолжит подрывать свою и без того хрупкую личную легитимность внутри страны.
Перевод — ABC MEDIA