КУРС - НА СПОКОЙСТВИЕ

Центробанк закручивает гайки

15 декабря с.г. Совет Центрального банка Армении повысил ставку рефинансирования на 1 процентный пункт, установив ее на уровне 5,25%. Это означает удорожание денег и одновременно конец достаточно долгого периода мягкой денежно-кредитной политики мегарегулятора, стимулирующей армянскую экономику. Центробанк ввиду грозных признаков нарастающей инфляции начал, так сказать, закручивать гайки – тем более, в условиях резкой волатильности валютного обменного курса…

ДЕВАЛЬВАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ ПО СРАВНЕНИЮ со «спокойными», докоронавирусными и довоенными временами начала 2020 года уже составляет порядка 10%, и политическая нестабильность в стране открывает ворота для возрастания волатильности. И хотя Центробанк уже начал проводить валютные интервенции на рынке с целью стабилизировать обменный курс, тем не менее успех этой операции пока неочевиден.

«Не знаю, что будет с курсом валют, и этого сказать не сможет никто», - откровенно признался на встрече с представителями СМИ председатель ЦБ РА Мартин Галстян, добавив, что прогнозы осложняются высоким эмоциональным фоном. Для главы мегарегулятора это довольно странное заявление, так как он по определению должен символизировать спокойствие и одним этим успокаивать рынки – тем более, что сам же указывает на отсутствие объективных чисто экономических факторов ослабления драма (ничего необычного не наблюдается в показателях импорта и экспорта, уровне трансфертов, инвестициях) и «высокий эмоциональный фон». Согласитесь, что подобный ответ главы ЦБ этот фон только усиливает.

Да, инфляция разгоняется, и рост цен на некоторые товары, как заверил М.Галстян, будет продолжаться вплоть до 1-го квартала будущего года. Однако, на наш взгляд, Центробанк перестраховывается, так как для разгона инфляции, помимо валютных колебаний, нет других необходимых предусловий. Экономическая жизнь у нас угасает, нет ни особого спроса, ни особого предложения, так что трудно представить себе в подобных условиях бесконечное повышение цен со стороны хозсубъектов. Да, 12-месячная инфляция, по словам М.Галстяна, в ноябре увеличилась до 2%, но не будем забывать, что это меньше даже нижнего порога целевого (таргетируемого) уровня инфляции в Армении (4% плюс-минус 1,5%, то есть 2,5%). В конце концов сейчас любая мировая валюта находится под серьезным негативным давлением целого ряда обстоятельств в мировой экономике, но главное – поддерживать макроэкономическую стабильность, что в целом удается. 

Теперь что касается потребительского поведения людей в сложившихся условиях. При девальвации драма часть населения и бизнеса перевели свои вклады в нацвалюте в долларовые, тем самым потеряв ожидаемые в виде процентов свои доходы, которые Мартин Галстян суммарно оценил в 5-7 млрд драмов. Напомним, что проценты по валютным депозитам вдвое уступают таковым в случае вкладов в драмах. Теперь получится, как всегда в подобных случаях: владельцы вкладов из-за недостатка финансовой грамотности в конечном итоге потеряют больше, нежели в случае, если бы демонстрировали спокойствие.

КСТАТИ, ПО СЛОВАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДИРЕКТОРА Союза банков Армении (СБА) Сейрана Саргсяна, за прошедшие 10 месяцев этого года депозиты в комбанках сократились всего на 2% (при том, что объем вкладов в комбанках превышает 3,5 трлн драмов, из коих 53% приходятся на валютные, а 47% - на драмовые депозиты), то есть наиболее панически настроенная часть людей уже закрыла свои вклады, предпочтя перевести свои сбережения «под подушку», хотя, по заверениям М.Галстяна, в случае чего комбанкам будет предоставлена ликвидность, в том числе валютная.

Словом, паника в подобных случаях далеко не лучший советчик. Да, у части населения возникли сомнения в устойчивости банков, хотя они по большей части надуманные и продиктованы именно паническими настроениями. «С выплатой по кредитам могут возникнуть проблемы, такие опасения есть, но внутренний капитал позволит нейтрализовать эти риски», - заявил глава ЦБ РА.

Просроченные кредиты в банковской среде измеряются показателем NPL (англ. Non-performing loan – дословно «неработающая ссуда»), который исторически всегда находился на уровне 4-5%. Сегодня эта доля возросла вдвое, но продолжает оставаться в управляемом диапазоне. Эти токсичные ссуды «засели» преимущественно в потребительских кредитах (включая ипотеку), торговле, аграрном и промышленном секторах. Однако комбанки имеют возможность нейтрализовать эти риски за счет снижения своих прибылей.

И наконец, в связи с этим часто поднимают вопрос потерь банков в Арцахе. И хотя, как сказал М.Галстян, эти подсчеты еще не завершились, тем не менее значение и этого фактора преувеличено, поскольку, как уверяют в Центробанке, эти потери распределены между 10 комбанками, то есть ни на один из них не придется катастрофически возросшее бремя убытков. 

Основная тема:
Теги: